В одной из предыдущих статей была затронута тема летоисчисления на Руси, сегодня же речь пойдет непосредственно об измерении времени в седую старину. Сразу хотелось бы отметить, что растиражированные псевдоисторическими сайтами выдумки о таких якобы существовавших единицах времени как сиги или миги останутся за пределами данной статьи.
Прежде чем говорить о времяисчислении, стоит понять значение самого слова «время». Происходящее от того же старославянского корня, что и «вертеть», оно обозначает нечто вращающееся, недвусмысленно намекая на цикличность происходящих в природе явлений.
Природный цикл был необычайно важен в жизни земледельческих культур. От выбора правильного времени сева, уборки урожая зависело ни много ни мало сама возможность выжить. Особенно актуально сказанное в отношении восточных славян, земли коих отличались более суровым климатом. К слову, несмотря на то что еще в домонгольский период на Руси было около трех сотен городов, подавляющее большинство населения составляли крестьяне. Даже в XIX веке их количество от общего числа населения доходило до 80% и только к середине XX века количество сельского и городского населения сравнялось.
Работу на земле сложно назвать простой, однако в целом жизнь средневекового крестьянина была более размеренной, нежели у потомков. Современный человек не мыслит своей жизни без часов. День разделен на строгое количество часов и минут, однако в старину, на Руси, потребности в точном времени не было. Сутки именовали днем и их разделяли на условные части, большие, нежели современные часы. Примерами могут быть «завтрак», происходящий от «заутро» – то есть ранний прием пищи, «ужен» – в отличие от современности, слово, обозначавшее трапезу в полдень (полдник), а не вечером, и которое было связано со стоянием солнца на юге (южен) в зените. Обедом именовали время между приемами пищи, поэтому фраза «встретимся в обед» после завтрака или в обед после ужина подразумевала определенную часть дня.
Деление дня на Руси было гораздо более грубым, нежели в наши дни, но высокая точность и не требовалась. Работы выполнялись по необходимости их выполнения, а не в установленных искусственных рамках рабочего дня.
Однако, как наши предки измеряли, ориентировались во времени? Известно, что первые механические часы начали появляться в русских городах только в XV веке и долгое время были диковинкой даже для городского населения. Некоторые авторы пишут об элементарных солнечных часах, устанавливаемых в селах специальных шестах, впрочем; данные конструкции являются по большому счету бессмысленными. Как не сложно догадаться, солнечные часы указывают текущее время при возможности наблюдать солнце; человеку же, большая часть жизни коего год за годом проходила в поле, под открытым небом, достаточно одного взгляда на светило, чтобы понять текущую фазу дня. Также по движению, расположению созвездий человек мог получить представление об оставшемся времени до рассвета.
В целом не только небесные светила, которые зачастую оказываются скрыты от человека облаками, отражают изменения во времени. Так, исследователь XVIII века Карл Линней заметил, что разные растения расцветают и закрываются в различное время. На основе этого наблюдения он составил из множества видов цветочные часы, погрешность коих по отношению к современным была менее 30 минут.
Помимо растений помочь сориентироваться во времени могут и животные, в частности птицы. Помимо всем известных петухов, с часа ночи и до рассвета поочередно начинают петь более десятка видов птиц.
В целом же наблюдения за растениями или птицами является костылями, в которых люди ранее не нуждались. Даже сейчас практически каждый может похвастаться тем, как с достаточно высокой точностью угадывал время. Биологические часы и понимание текущей фазы дня или ночи присуще любому человеку. В наши дни способность ориентироваться во времени немного атрофировалась по причине обилия точных измерительных приборов. Однако у предков привыкших в этом вопросе полагаться на себя, чувство времени было более развитым.
Когда же разнообразные производственные процессы требовали более-менее точного измерения времени, на коротком промежутке использовали простые огненные, позже водяные или песочные часы.
Если сутки делили на достаточно условные части, то вот при подсчете более крупных величин прослеживалась более строгая логика. Дни складывались в недели – седмицы, седмицы в месяцы, месяцы, как и ныне составляли год, именуемый летом. Приход нового года происходил весной, в марте, причем определенное время не был привязан к определенной дате, а мог начинаться с интервалом в несколько недель, в зависимости от погодных условий. Стоит отметить, что если названия дней недели схожи во всех современных славянских языках, то вот названия месяцев в современном русском языке заимствованы из римских. В то же время другие языки сохранили старославянские названия, примерами коих являются червень, липень, листопад и так далее.
Говоря же о летоисчислении, или дословно счете годов (лет), стоит отметить, что простой народ зачастую не вдавался в сложные и громоздкие цифры от сотворения мира или рождения Христа, чаще считая лета от прихода того или иного князя, крупного события природного или социального характера.
Подводя итог можно сказать, что начиная с древнейших времен славяне понимали природный цикл, умели ориентироваться во времени, однако точность измерений времени проистекала из потребностей, которые не требовали деления суток на 24 часа или 1440 минут.