Береста Факты и события Крещение Новгорода

Крещение Новгорода

Как приходило крещение новгородцев?

Крещение Руси стало одним из самых значимых событий в её ранней истории, однако его ход россиянам мало известен. Ведь в школьных учебниках в лучшем случае освящается только крещение киевлян, а тому, как проходила христианизация в других районах, уделяется незаслуженно малое внимание. В данной статье будет предпринята попытка частично исправить эту несправедливость – речь пойдёт о ходе распространения христианства на Новгородскую землю.


Вопрос источников

Изучение истории строится на исследовании исторических источников. Ранняя история Руси полна мифов и домыслов во многом потому, что достоверных письменных свидетельств о ней почти не осталось. Летописи редактировались, многие из них дошли до нас только в пересказе ранних историков.

Так, описание крещения новгородцев встречается только в летописных сводах 15-го века, в более ранних – нет. Этих сводов два – Никонианская и Иоакимовская летописи. Проблема в том, что оба этих документа до нашего времени не сохранились. Их законспектировал историк В.Н. Татищев. Доверять ему или нет – выбор каждого.
Кроме того, оба указанных свода в некоторых моментах друг другу просто противоречат. Так, Иоакимовская летопись говорит о том, что крестил новгородцев епископ Иоаким Корсунянин, а Никонианская – о том, что заведовал процессом митрополит Михаил.

Предыстория

Князь Владимир Святославович, ставший великим князем Киевским в результате кровавой междоусобной войны, задумал объединить Русь в идеологическим плане. Сначала он предпринял попытку языческой реформы, а после её провала принял христианство. Крещение жителей Киева произошло в 988 году.

Новгород в то время был одним из важнейших городов Руси в экономическом отношении, потому крещению его жителей Владимир отводил особое внимание.

«Малое крещение»

Новгород обладал собственной сильной армией, потому устанавливать христианство в городе отправился дядя Владимира, воевода Добрыня с войском, а также отряд в 500 человек во главе с ростовский тысяцким Путятой. В 990-м году Добрыня как наместник Владимира вошел в Новгород. Уже тогда несколько сот человек приняли христианство добровольно, преимущественно на Торговой стороне.

Ход «Великого крещения»

В 991-м году дружинники Добрыни, а также христианская миссия продолжали свою проповедническую миссию. Однако сопротивление новой религии росло. Местные бояре и волхвы боялись потерять влияние в городе, и на вече пытались распространять антихристианские воззрения. Итогом стало сожжение дома воеводы Добрыни и начало активных боевых действий в городе. Возглавили новгородское войско тысяцкий Угоняй и волхв Богомил.

Добрыня не стал дожидаться выступления новгородского войска и ударил первым. 500 ростовчан во главе с Путятой ночью тайно переправились через Волхов и захватили дом Угоняя вместе со всей новгородской верхушкой, собравшейся там на совет. Новгородцы опомнились спустя несколько часов и взяли отряд Путяты в осаду.

Добрыня ввёл в основную часть города своё войско. Имело место сражение, которое затихло после того, как киевские дружинники подожгли город. Жители, составлявшие основу новгородского войска, бросились тушить пожары и спасать своё имущество. После переговоров с наместником жителям было заключено перемирие. Сражение больше не возобновлялось.

Что же в итоге?

Христианство в Новгороде было утверждено, однако далось событие большей ценой, чем в Киеве. Новгород был на некоторое время успокоен, однако вплоть до времён Ивана Грозного он сохранял особый статус в административной иерархии русского государства, заслуженно считаясь «вольным городом».

Related Post

История лидера советской автобусной промышленностиИстория лидера советской автобусной промышленности

Официальной датой создания производственных мощностей Львовского автобусного завода принято считать апрель 1945 года. Именно в этот день утвердили важное решение о строительстве в городе Львов автосборочного предприятия, которое в последствии получило

Появление пороха на РусиПоявление пороха на Руси

Смесь селитры, серы и древесного угля, именуемая порохом, без преувеличений привела к революции в военном деле. Огнестрельное оружие долгое время не могло похвастаться скорострельностью, но это с лихвой компенсировала простота

Героическая оборона Торжка от монголовГероическая оборона Торжка от монголов

К XII веку небольшой старый город Торжок был практически полностью сформирован и переживал эпоху расцвета. В Борисоглебском монастыре закончили расписывать фрески, приглашенные смоленские и черниговские мастера. А в кремле была