Береста Факты и события Тьмутаракань. Глушь или врата цивилизации?

Тьмутаракань. Глушь или врата цивилизации?

«Это Тьмутаракань какая-то», — говорят о безнадежной глухомани, провинциальной дыре, где само существование кажется беспробудным сном… А ведь когда-то в краю с таким названием кипела жизнь; он был предметом вожделений многих искателей славы и доходов, за обладание им боролись предводители военных дружин. И даже одно из первых известных на Руси чисто научных исследований связано с этим, казалось бы, Богом забытым местом…

В VII столетии до новой эры древние греки, в ходе своей колонизации всей северной части Средиземноморья, достигают Черного и Азовского морей. На обоих берегах Керченского пролива возникают города – полисы греческого племени ионян, выходцев из города Милет в Малой Азии. Пантикапей, Нимфей, Киммерик, позже – Феодосия и Херсонес в Крыму. Фанагория, Гермонасса, Горгиппия на Таманском полуострове вели торговлю с местными племенами – земледельцами-синдами на Кубани, но главное, что привлекало сюда греков, было обилие рыбы в Меотийском озере, как они называли Азовское море по имени другого кубанского народа – кочевников-меотов, предков адыгейцев. Афины получали из Боспора Киммерийского (так назывался Керченский пролив и прилегающие земли по имени когда-то обитавшего здесь древнего народа) половину ввозимого ими хлеба. А «вяленая понтийская (черноморская) рыба» славилась во всем греческом мире.

Около 480 года до новой эры боспорские полисы объединяются в единое государство – Боспорское царство с центром в Пантикапее. Это был форпост греческой культуры на границе с бескрайним «варварским» миром. Хотя Боспор находился, вроде бы, в удалении от издавна цивилизованных стран древнего мира, связь его с метрополией не прекращалась. Регулярные морские маршруты пролегали через Понт (Черное море) к другому Боспору – проливу, ведущему в Мраморное и, далее, в Средиземное море. Боспорские корабли проникали и в Азовское (Меотийское) море, доходя до устья Танаиса (Дона).

Жизнь в Боспорском царстве ничем не отличалась от быта других греческих городов. Здесь возводились акрополи, храмы в честь греческих богов; в землю были врыты огромные глиняные сосуды – пифосы для хранения зерна, масла, вина. Только вот на рыночных площадях слышалась уж слишком разноязыкая речь. Греки и скифы, тавры, меоты, синды, сарматы и аланы составляли пеструю городскую толпу. Окрестные племена охотно покупали металлические изделия греческих ремесленников, и города Боспора процветали. Здесь чеканили свою монету – медную, серебряную и даже золотую. Греки распространяли свое культурное влияние на «варваров». Впрочем, и сами колонисты незаметно для себя «варваризовались»; в результате возникла уникальная боспорская культура, особенно ярко выраженная в произведениях искусства тех времен.

На протяжении тысячелетней истории Боспора царский престол часто переходил от одной династии к другой – греческим, малоазийским, римским по происхождению; какое-то время трон занимали даже цари из местного населения, видимо, пришедшие к власти как вожди народных движений против иноземцев. Царство то признавало свою зависимость от наследников Александра Македонского, позднее – от Рима и Византии, то обретало полную самостоятельность. Наконец, в 520 – 530-х годах до новой эры византийский император Юстиниан окончательно присоединил Боспор к своей державе. Впрочем, довольно скоро, в 576 г. власть над этой территорией установил Западный Тюркский каганат, а впоследствии его преемник – Хазарский каганат. По-видимому, именно в это время один из греческих боспорских городов – Гермонасса, где хазары устроили свою ставку, – получает имя «Тумен-тархан», что означает «начальник десяти тысяч воинов». Отсюда, вероятно, и происходит «Тьмутаракань» русских летописей и «Таматарха» византийских источников.

К концу X столетия бывший Боспор, а в то время Тьмутаракань (Тмутаракань) оказывается под властью русских князей Рюриковичей. Когда и как это произошло, историкам достоверно неизвестно. Были попытки связать завоевание Керченско-Таманского района с походами против хазар киевского князя Святослава. Но если летописи упоминают о взятии им хазарской крепости на Дону Белой Вежи («вежа» – жилище кочевника, вроде будущей юрты), то о его пребывании в Тьмутаракани нет никаких данных. Как бы там ни было, но уже князь Владимир Креститель владел этой территорией и отдал ее в удел своему второму сыну – Мстиславу Храброму. С этих пор и существует отдельное Тьмутараканское княжество в составе Русского государства.

Мстислав, видимо, был выдающейся личностью и надолго запомнился потомкам. Летописец передает историю о его единоборстве с касожским (черкесским) князем Редедей, случившемся в 1022 г. Об этом событии упоминает и «Слово о полку Игореве». По военным законам того времени, предводители сошедшихся для битвы войск боролись друг с другом голыми руками. Только уже поверженного врага можно было заколоть, что и сделал Мстислав. Перед схваткой он дал обет в случае своей победы воздвигнуть в столице княжества храм Пресвятой Богородице; так и поступил князь после возвращения из похода. Очень похоже на то, что в войне с касогами, контролировавшими территорию от Кубани до Грузии, Мстислав выступал как союзник Византии, воевавшей как раз в этом году с Грузинским царством, чью сторону держал Редедя. Удаленность от основных русских земель заставляла опираться на более близкие державы, имевшие давнее влияние в этом регионе. В 1031-32 гг. Мстислав совершил поход на Каспий во главе русо-аланской дружины против мусульманского государства в районе Баку. Возможно, это было частью общего с византийцами плана, т. к. в это же время Византия воевала с мусульманами возле Евфрата. Впрочем, действия обоих союзников окончились неудачей.

Мстислав не забывал и о своем родстве с русскими князьями и в 1024 г. заявил о своем праве на наследство Владимира, отвоевав у родного брата Ярослава Черниговские земли. С тех пор черниговские князья считали своей вотчиной и Тьмутараканское княжество. После смерти Мстислава в 1036 г. в этом уделе Руси наблюдается обычная для истории того времени смена власти различных князей. Один из них, Глеб Святославич, и провел ту работу, которая не имела, видимо, никакой другой цели, кроме научной.

В 1792 г. в недавно присоединенной к России Тамани была найдена мраморная плита с высеченной на ней надписью на древнерусском языке. Надпись гласит о том, что зимой 1068 г. князь Глеб мерил расстояние от Тьмутаракани до Керчи по льду замерзшего Керченского пролива. Приведен на плите и результат измерения в «маховых саженях» – расстоянии между пальцами вытянутых в стороны рук. Переведенное в современные единицы длины, это измерение в точности совпадает с расстоянием между установленным местом расположения храма Богородицы, построенным Мстиславом, и храмом Иоанна Предтечи в Керчи…

Исторические потрясения последующих веков привели к утрате Тьмутаракани русскими князьями. Впоследствии здесь надолго установилась власть Крымского ханства – осколка Золотой Орды. Русские вернулись в бывшую вотчину Мстислава Храброго лишь в 1783 г. Но в течение многих столетий эта местность, именно в силу своей разноплеменности, разноязыкости, была тем ядром, из которого распространялось по всем сопредельным землям культурное влияние древних цивилизаций на молодые, только что вступившие на историческую арену народы.

Related Post

Где в старину прятали кладыГде в старину прятали клады

Клады, спрятанные древние сокровища овеяны в народном сознании ореолом некого романтизма. Пожалуй, каждый хотя бы раз мечтал обнаружить старинные ценности, прикоснуться к прошлому, в один миг обрести несметные богатства. На

Восстание волхвов в НовгородеВосстание волхвов в Новгороде

После Крещения Руси жизнь народа поменялась. Перестраивать религию и традиции людей было непростым делом. Новгород был вторым городом по численности после Киева. Долгое время язычество не уходило из бытовой жизни

Численность населения РусиЧисленность населения Руси

Вопрос численности россиян во время формирования русской государственности всегда интересовал историков. Но переписи населения в России начали проводить только в XVII в. А о количестве и социальных классах средневековой Руси