История скифов Крыма

Первыми учениками греков оказались скифы. И даже столицу своего последнего царства — Неаполь Скифский — Керменчик (это в черте нынешнего Симферополя) они устроили в подражание хорошо им известным греческим городам: с агорой, каменными общественными зданиями, уличными скульптурами и массивными крепостными стенами. Они усваивали греческий язык вместе с грамотой, очень охотно пользовались услугами греческих мастеров: гончаров, кузнецов, ювелиров, ткачей.

Скифские курганы до сего дня полны дивными произведениями греческого искусства. Например, курган Куль-Оба вблизи Керчи — Пантикапея. Все это, впрочем, не мешало крымским скифам воевать со своими соседями-греками. Так, около пятидесяти лет с перерывами шла война между скифским государством царей Скилура и Полака и Боспорским царством греков, которое на некоторое время объединило все владения греков в Таврике. В конце концов государство скифов в Таврике (тавроскифов, как их называли греки) погибло в этих так называемых Диофантовых войнах.

Но дало после себя вспышку — опять-таки первое из известных нам в античном мире восстание рабов. Это восстание Савмака, которое почти на полстолетия опередило спартаковское. И было значительно более успешным. Рабы захватили власть в Боспорском царстве продержались против своих усмирителей целый год. Но потом были все же разгромлены и уничтожены Диофантом — полководцем понтийского царя Митридата VI Евпатора. Вообще-то этот властитель обширного царства в Малой Азии (что теперь Турция) прославился как величайший враг самого Рима. Это он, согласно преданию, сделал себя неуязвимым для ядов, принимая их долгое время все возрастающими дозами.

И поэтому был вынужден заколоться мечом, когда в конце концов все же потерпел поражение от римлян. А произошло это, как утверждает то же предание, на Митридатовой горе в Боспорском царстве (потому что свое, Понтийское, он потерял раньше). Правда, в Крыму есть две Митридатовых горы — одна вблизи Керчи, другая — у Феодосии. Так что и здесь существует простор для воображения. Но и после крушения и исчезновения Скифского царства и самих скифов на земле Крыма продолжали сосуществовать два этих мира: мир средиземноморский, античный, греко-римский и мир «варварский», мир кочевых и полукочевых племен Евразии, мир государств-однодневок, неизменно тянущийся к чудесам и благам античной культуры. Этот мир как бы волнами накатывался на античные твердыни.

Каждая такая волна в виде очередного нашествия норовила уничтожить и поглотить вроде бы хрупкие, беззащитные творения античного гения — все эти полисы с их виноградниками, мастерскими, мозаиками, статуями, непонятными знаками на каменных плитах, еще менее понятными законами и верованиями и всяческими другими глупостями, совершенно ненужными для пропитания скота и семей. Но через некоторое время, неважно, победив или проиграв военное столкновение, все эти сарматы, аланы, роксоланы, готы, гунны, болгары, тюркюты, авары, хазары, кипчаки кто быстрее, кто медленнее, кто охотно, а кто как бы поневоле, так или иначе приобщались к греческой культуре. И с неизбежностью распространяли ее на своих соседей, соплеменников, данников, не вошедших в прямой контакт с греческой Таврикой. Не миновали общей участи и русы, или россы (традиционно под этим именем подразумевались смешанные скандинаво-славянские дружины, занятые поисками удачи и добычи, в том числе и на путях «из варяг в греки».

В византийских источниках VIII в. н. э. существует упоминание о походе новгородского князя Бравлина вдоль восточного побережья Крыма, в котором он взял и ограбил город Судак (в русских источниках — Сурож). Правда, тогда город принадлежал хазарам. Более того, Судак тогда был резиденцией хазарского наместника Крыма — тудуна, или тархана. Однако больше всего тогда от новгородских русов пострадал христианский греческий храм св. Софии. Но уже всего через столетие приняла крещение правительница Руси Ольга. А ее внук Владимир воздвиг греческий крест над всей Русью. Причем ведь произошло это опять-таки в Крыму, в сдавшемся на его милость Херсонесе (Корсуни по-русски).

Так кто же кого покорил? И дело не ограничилось принятием русскими греческой веры. Кроме креста, священной книги и греческого епископа Владимир привез из Корсуня в Киев несколько греческих скульптур, которые, по преданию, украшали город до самого монгольского разорения. И вообще, сам дух греческой культуры оказался так притягателен, что кто-то из великих устроителей Русской земли, то ли Владимир, то ли его отец Святослав, основали, опять-таки как бы по примеру греков, русскую колонию на земле древнего Боспорского царства Тьмутараканское княжество. Оно служило как бы постоянным мостом, воротами Руси в греческий мир Тавриды. И продержались эти ворота открытыми более двухсот лет. Что же касается хазар, то они, в отличие от множества своих предшественников по временному господству над Крымом, сумели оставить здесь долгий след. Этот след и поныне живущие здесь караимы. Первоначально это было течение, секта в иудейской религии.

(А иудаизм в VIII — IX вв. н. э. был принят в качестве официальной религии в хазарском государстве — каганате. Как чуть позже христианство в Киевской Руси.) Потом, с течением времени, через века секта преобразовалась в народ с этим же именем. Караимы оставили след и в материальной культуре Крыма. Это кенассы — их молельные дома, которые существовали, да и существуют во многих старых крымских городах, живых и мертвых: Евпатория (Гезлев), Судак (Сутдейя), Старый Крым, Белореченск (Карасубазар), Чуфут-Кале и др. Но, с другой стороны, происходили медленные перемены и в самой античной Ойкумене. После распада Римской империи метрополией и гегемоном греческой Таврики стала Византия. Но и она то ослабевала, то усиливалась, то почти роняла из рук свое таврическое наследие, то вновь крепко схватывала его.

Во времена византийской мощи в Крыму разворачивалось грандиозное строительство. Так возникли клисуры длинные стены, заграждающие перевалы Внутренней и Главной гряды для защиты Херсонесской фемы (так теперь назывался греческий Крым) от нашествий степных кочевников. Их воздвигли в правление императора Юстиниана I Равноапостольного (VI в. н. э.). Тогда же появилась цепь приморских крепостей — исаров, для обороны ее с моря. Это были не укрепленные города, а скорее замки или сторожевые башни, может быть, форты: Алустон, Горзувиты (Гурзуф), Симболон Лимне (бухта Символов — Балаклава) и др. Сложная внутренняя жизнь огромной древней империи порой порождала мощные кровавые всплески. Тогда за ее пределы и на ее окраины выплескивались целые волны беглецов, спасавших свое право жить по-своему или просто жить. В VII в. одна из таких волн накрыла и Таврику. Это были последователи разгромленного тогда в империи религиозного течения иконопочитателей, как говорим мы теперь, диссиденты.

То есть, идейные противники победившего режима. И эти, видимо, не очень многочисленные люди (этакий «корабль мудрецов»), оставили глубокий след в духовной и материальной жизни Крыма. Они основали здесь так называемые пещерные монастыри: Георгиевский монастырь на скале Святого Креста под Балаклавой, монастырь Апостолов на Аю-Даге, Успенский под Чуфут-Кале, монастырь в Инкермане близ Севастополя и другие. Они стали не только своеобразнейшими, уникальными архитектурно-природными памятниками эпохи, но и центрами духовной и культурной жизни. Именно здесь иконопочитание, т. е. само греческое православие, смогло пережить гонения, сохраниться и потом победоносно вернуться в метрополию. Чтобы затем распространиться на окрестные народы, и в том числе — на Русь.

В 1239 г. Крым подпал под власть «великого» кочевого Царства — государства Чингизидов. Это совпало с очередным резким ослаблением, даже временным «полураспадом» Византии. К этому привела «помощь», которую оказали западноевропейские крестоносцы своим греческим единоверцам в их борьбе с наступающим исламом. И все пошло по порядку, обкатанному в течение многих-многих веков. Сначала монголы ограбили и обложили данью всех, кого не перебили. Без разбора — кипчаков, хазар, разноплеменных жителей Горного Крыма и греков. Потом золотоордынские наместники сообразили, что овец все-таки выгоднее стричь и доить, чем подряд резать. Пошли послабления портовым городам, в первую очередь Судаку и Феодосии. Хотя периодически монголы все же не могли удержаться от соблазна поосновательней ободрать слишком зажиревших, по их мнению, данников. Тем не менее эти города стали воротами Золотой Орды во внешний мир.

Related Post

Появление пороха на РусиПоявление пороха на Руси

Смесь селитры, серы и древесного угля, именуемая порохом, без преувеличений привела к революции в военном деле. Огнестрельное оружие долгое время не могло похвастаться скорострельностью, но это с лихвой компенсировала простота

Русским народным сказкам более 10 тысяч лет?Русским народным сказкам более 10 тысяч лет?

Сказки как одна из форм народного творчества присуща каждому народу. Русские сказки формируют целый пласт произведений, заключающих в себя как отголоски исторической реальности, так и воплощения определенных психологических архетипов, воззрений,

Возраст Волги, Днепра и ДонаВозраст Волги, Днепра и Дона

За прошедшие миллиарды лет облик нашей планеты неоднократно менялся самым радикальным образом. На месте равнин вырастали и полностью разрушались горы; территории, где ныне расположены европейские столицы, неоднократно оказывались морским дном.