Змей Горыныч является одним из наиболее популярных персонажей русских сказок и былин, однако, что мы знаем о этом ярком представителе славянской мифологии?
В представлении большинства Горыныч является типичным европейским драконом, отличительной чертой коего является, пожалуй, только многоголовость. На деле описания Змея, как правило, весьма и весьма скудны. Так, к примеру, несмотря на приписываемую способность к полету, такой элемент, как крылья, упоминается всего раз, да и то речь идет об «огненных крыльях» в достаточно поздней сказке «Фролка-сидень». Несмотря на связь со стихией огня, нет описаний способности этот самый огонь извергать. В то же время в отдельных сказках Змей живет в воде либо на камне в морской пучине. Описание же тела Горыныча и вовсе сводится к нескольким общим словам, говорящих о его исполинских размерах, но не его строении.
Не менее загадочно и само имя мифического существа. На первый взгляд, оно интуитивно понятно и, вероятно, связано с горами как основным местом обитания, но, если копнуть, все гораздо сложнее. По мнению некоторых исследователей, в ряде славянских языков значения слов «гора» и «лес» были идентичны, то есть Горыныч могло означать как горный, так и лесной; третьим вариантом и вовсе является происхождение от слова гореть, что как бы еще раз может акцентировать внимание на связи с огнем. К слову, Змей Горыныч хоть и предстает в виде злого начала, но имеет свою важную функцию – стережет «Калинов мост», раскинувшийся над огненной рекой Смородиной, отделяющей мир живых и мир мертвых.
Для предков имя «русского дракона» было менее диковинно, нежели для нас, ведь в те времена в обиходе было имя Горыня, причем принадлежало оно одному из трех богатырей. При словах о трех богатырях многие сразу же вспоминают Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, однако эти относительно поздние персонажи имеют более древних прототипов.
Смотрите также: Сколько в России было дворян?
Если в случае с хорошо нам известным Добрыней и компанией богатырей можно сказать, что все они были людьми, обладающими определенной сверхъестественной силой, то их предшественники – Дубыня, Усыня и Горыня – сами являлись воплощением разрушительных сил стихий, представая в образе великанов, способных в буквальном смысле сворачивать горы.
Горыня, или как его еще называли Вертогор, Горник, Горыныч, Ровнигор-богатырь, по мнению исследователей, вероятно, олицетворял стихию огня. Мог ли образ богатыря в итоге стать образом Змея? Вполне, достаточно вспомнить другого богатыря Тугарина Змея, где отождествление с гадом подчеркивало злое начало данного персонажа. Хотя тут нельзя не отметить, что, к примеру, славяновед Александр Гильфердинг допускал, что под Тугариным также подразумевался Горыныч. В свою очередь историк Александр Веселовский выделял целую категорию богатырей Змеевичей, находя связи в византийском эпосе.
Однако как образ древнего, по большей части положительного богатыря, мог превратиться в воплощение злых сил? Ответить на данный вопрос сложно: возможно, важную роль в этом процессе сыграло принятие Русью христианства, переосмысление отношения к природным стихиям, которые до этого были объектом поклонения, а следовательно – и переосмысление собственной мифологии.
Также хотелось бы отметить, что былинный богатырь Горыня вполне мог стать не только прообразом одного из тройки богатырей, Змея Горыныча, но и такого богатыря как Святогора, но это уже совсем другая история.
На данный момент русский трехголовый дракон является популярным героев ряда фильмов, мультфильмов и художественных произведений. В ряде же таких городов как Петрозаводск, Харьков, Новосибирск и Липецк ему установлены впечатляющие скульптуры.
Змей Горыныч, Горыня, богатырь, богатыри, три богатыря, Змей, Дракон, Тугарин, Липецк, скульптура, Кудыкина гора, памятник