Локомотивом Петровских преобразований было стремление правителя увеличить сферу влияния России на мировой арене. По мнению Петра Великого, достигнуть этого можно было лишь наращиванием военного потенциала и внесения больших денежных сумм для развития армии.
При всей своей кажущейся бесструктурности и отсутствии четкого планирования, реформы были взаимообусловлены. Решение насущных внешнеполитических целей, как бы ни понимал их Петр, требовало создание «армии нового типа». Это подразумевало присутствие 3 точек опоры: деньги, современная материально-техническая база, образованные люди. Ничего из перечисленного на тот момент в достатке не было, что значительно усложняло задачу.
Дефицит финансов был хронической проблемой государства, поступление средств было ограничено: скромные поступления от внешней торговли, неуплата налогов государству подданными. Следовало повышать эффективность сбора подати, однако наряду со скромными фискальными возможностями государства, существовала большая категория населения, которая существовала вне системы налогообложения страны. Это были различные церковные структуры, именно из-за них позже Петр решает провести церковную реформу, которая в итоге вышла далеко за пределы первоначальной задачи.
Еще одним источником дохода могла быть промышленность. Вследствие нехватки кадров и почти полного отсутствия прогресса в области производства, промышленность была слабо развита по сравнению с передовыми государствами Европы.
Смотря на то, в каком плачевном состоянии находится держава, Петр Великий решается на проведение социальной, культурной и денежной реформ. Армия нуждалась в большом количестве обычных солдат, грамотных офицеров, однако на тот момент процент людей, знающих письменность, был очень мал. Очевидно, что для выполнения такого большого комплекса задач, необходимо было провести реформу так же и в муниципальной сфере. На новых условиях можно бы было гарантировать стойкость государственной системы и грамотную ее работу.
Неминуемое столкновение с противоположными интересами общества, требовало идеологического обоснования того, что на тот момент происходило в стране. То, зачем проводились данные реформы, какое будущее ждало Россию, было совсем не очевидно.
Армия и флот, которые создал Петр Великий за время своего правления, поражали и поражают историков по сей день. Со второй половины пятнадцатого до середины семнадцатого века вооруженные силы России состояли преимущественно из поместного войска. Получивший военные земли служивый человек жил за счет прибыли с поместья, при нужде государству он обязывался приступить к службе незамедлительно, а при окончании компании он возвращался в деревню до следующего сбора. Регулярного и фиксированного жалования он не получал.
Эта категория военнослужащих именовалась служилыми по Отечеству. Стрелецкие части комплектовались из даточных людей, их выплата подразумевала постоянное получение жалования, однако даже это не позволяло им обеспечить свою семью едой и кровом. Им приходилось заниматься промыслом, ремеслом и торговлей. Общность интересов зачастую приводила к тому, что стрельцы стали выразителями воли торгово-ремесленных кругов, и их верность вставала под вопросом.
Проблема финансового дефицита нуждались в немедленном решении, а рациональное увеличение фискальных доходов должно было растянуться на годы. Известная всем история о переплавке колоколов была лишь частным случаем, а целью было масштабное перераспределение доходов.
Не решившись на секуляризацию церковных земель, тем не менее, все церковные владения были переданы восстановленному монастырскому приказу под руководством светского лица. Так Страна получило дополнительный финансовый источник, а следовательно, и средства для вооруженных сил, параллельно утвердив превосходство светской власти над церковным обществом.
Петр считал, что, ослабив церковь экономически, он уменьшит сопротивление и облегчит тем самым проведение социальных реформ.
Сигналом к наступлению стала кончина Патриарха Адриана. Вместо выборов нового главы церкви, царем был назначен Стефан Яворский, который был полностью зависим от Петра. Спустя десятилетие руководить духовенством был поставлен бюрократических коллегиальный орган — Святейший Сенат. В итоге реальным главой церкви в России стал монарх.
Европеизация страны, обилие иностранцев в армии, перемены в церковной структуре — все это требовало не только терпения со стороны общества, но и веротерпимости по отношению к другим христианским конфессиям. Таким образом экономически ослабленная оппонентом церковь превратилась из главного соперника государства в ее товарища.