Береста История в лицах Категории населения в Древнем Новгороде

Категории населения в Древнем Новгороде

Население Киевской Руси условно можно разделить две основные категории: свободное и зависимое. Людьми свободными считались представители правящей верхушки и простые люди, у которых отсутствовали долги, они могли заниматься торговлей или ремеслом, а их личная свобода ничем не ограничивалась. С несвободными людьми дело обстояло сложнее, как правило, такие люди были, однако все они имели разный статус в обществе.
Зависимое население в древнерусском Новгороде в свою очередь делилось на 2 класса. Первые были полностью лишенные прав, а вторые сохраняли их частично.
Зависимыми людьми в древнем Новгороде считались следующие люди:

  • холопы – попадали в невольники и полностью лишались своих прав из-за своих долгов, а иногда они становились ими по решению всех членов общины;
  • челядь – несвободные, люди, которых могли приобрести на торгах или результате пленения во время военных действий. Они являлись рабами в традиционном значении этого слова.
  • смерды – дети, рожденные в семье зависимых людей;
  • рядовичи – это люди, которые шли работать по найму (ряду);
  • закупы – люди, которые обязались выполнять работы, чтобы выплатить свои долги;
  • тиуны – управленцы на землях князей.

Русская правда зафиксировала деление населения на категории. Историки выделили такие категории:

  • холопы – находились в полной личной зависимости от хозяина; в любой момент жизни могли оказаться в холопстве. Обычно они обслуживали хозяйский двор;
  • смерды – находились в личной зависимости, как правило, рождались уже зависимыми;
  • челядь – не имели личной свободы; чаще всего это были купленные пленные, их положение не сильно отличалось от положения рабов;
  • рядовичи – находились в экономической зависимости, шли работать по договору (ряду), однако считались лично свободными.

Зависимый люд в древнем Новгороде делился на полностью зависимых и частично зависимых. Конечно, в древнем Новгороде основная масса населения являлась зависимыми. Прежде всего, это челядь и холопы. Положение их приравнивалось к рабам. Однако положение раба в Западной Европе сильно отличалось от его положения в Киевской Руси. В Западной Европе рабы были лишены всех прав, однако, на Руси, хоть они не имели личных прав и свобод, но церковь не приветствовала различные формы их угнетения. Именно по этой причине позиция церковников имела значение для таких людей; она существенно облегчала им жизнь.

Помимо этого существовали люди, находящиеся в частичной зависимости. Они по какой-то причине теряли экономическую свободу, однако оставались лично свободными и владели своим хозяйством. К ним относились закупы, рядовичи и тиуны.

Закупы – шли работать на хозяина за определенную купу (ссуду), по тому, что сами разорились. Они экономически зависели от своего хозяина, но сохраняли личную свободу. После погашения долга, человек вновь обретал свободу.

Рядовичи – шли на работу по договору (найму). Как правило, эти люди не могли вести независимое хозяйство, поэтому они шли работать по найму к землевладельцу. Хозяин в этом случае брал ответственность за рядовича на себя, а также платил за него налог.

Тиуны – занимались управлением на княжеских землях. Они владели личным хозяйством и освобождались от уплаты налога.

Related Post

Гостомысл — легендарный старейшина или князь в Новгороде?Гостомысл — легендарный старейшина или князь в Новгороде?

В истории Древнерусского государства немало легендарных личностей, которые вызывают дискуссии в научной среде. Одной из таких фигур является князь Гостомысл. Кто он такой? Посадник, воин или новгородский князь – этот

Князь Потемкин краткоКнязь Потемкин кратко

Григорий Потёмкин — выдающаяся личность своего времени, основатель Черноморского флота, реформатор, искусный политик и блестящий военачальник. Целеустремленность и незаурядные способности помогли Потёмкину проложить путь к государственному трону и к сердцу

Никита КожемякаНикита Кожемяка

Летом 992 года пошли печенеги на Киев. Владимир с дружиной выступил навстречу врагу. Два войска встретились на реке Трубеж, неподалеку от брода: русские остановились на правом берегу, печенеги на левом.