Береста История в лицах Бог Велес и его культ в Древнем Новгороде

Бог Велес и его культ в Древнем Новгороде

В ведическом пантеоне Древней Руси Велес считался наиболее почитаемым божеством. Антагонист громовержца Перуна является одним из центральных богов славянской мифологии и предстает перед людьми во множестве своих ипостасей.

Описание и происхождение бога Велеса

Велес – сын рода-прародителя. Его имя созвучно с другим древнерусским словом «Волосъ». В договорах Руси с Византией, которые датируются 907 годом, слово «волосъ» соотносится с золотом и упоминается в паре с Перуном, которого заменяют словом «оружие». Также Велес упоминался в клятве Святослава: «Да имеем клятву от бога, в его же веруем, в Перуна, и в Волоса, скотья бога». В этом тексте, как и в большинстве источников, бога именуют скотским.

Велеса всегда описывали как многогранного бога. Он является стражем, который на границе двух миров сопровождает души. Бог олицетворяет усердность, старательность, мудрость, уверенность и непоколебимость. Велес – бог мудрости, достатка, путешественников, мира Нави, а также покровитель волхов. Чаще всего его упоминали, как скотского бога.

Велес – скотский бог

Как скотский бог, Велес является управляющий силой всех животных, а также животного начала в человеке. Его сила бога проявляется в быке, медведе, волке, змеи, вороне и филине. По одной из версий, Велес изначально проявлял себя только в качестве тучегонителя и погонщика небесных стад, что также соотносится с его упоминанием в качестве скотского бога.

Во времена, когда охота была главным источником получения пропитания и богатств, Велес представлялся для людей покровителем удачи в образе медведя. Прослеживается и связь божества с сельскохозяйственным культом, когда в дар богу оставлялось несколько стеблей хлебных колосков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой».

Особенности культа

Велесовыми днями называют дату с 1-го по 6-е января. Также 10 февраля является Велесовым днем. На праздник в честь божества традиционно падают молочные продукты. Несмотря на упоминания Велеса в качестве скотского бога, в такие дни нельзя было употреблять в пищу говядину или медвежатину. Треба приносится зерном, мёдом, хлебом, молоком, идол поливают пивом и квасом. В текстах с упоминаниями постройки Древнего Ярославля упоминается, что в жертву богу приносили кур.

Для капищ или святилищ Велеса выбирали места с определенными приметами. Так капище можно было поставить в сырой низине или на горе, где растет ельник и другие деревья бога. Знаком для установки капища будет присутствие поблизости гнезда воронов.

История нескольких русских городов связана с капищами Велеса. Так в нынешнем Великом Новгороде существует Церковь Власия, которая по одному из мнений была построена на месте капища бога.

Адаптация культа во время принятия христианства

После принятия христианства, церковь нуждалась в быстром переходе язычников с огромным пантеоном богов. Многие христианские святые стали получать черты славянских богов, а изначальные божества чаще именовались демонами или бесами. Велеса также затронула эта адаптация: его заменил Святой Власий, который был покровителем домашнего скота. Часть черт скотского бога перешла Святому Георгию и Николаю Чудотворцу, а само божество признали злым духом и начали сравнивать с чертом. Несмотря на поклонение чехов Велесу, его имя легло в основу для обозначения злого духа.

Related Post

Тысяцкий в НовгородеТысяцкий в Новгороде

Тысяцкие в Великом Новгороде Борьба между князьями и жителями Новгорода за контроль власти со временем привела к необходимости формирования новой городской должности – тысяцкого. Избирали нового тысяцкого на народном собрании

Шуты при дворе Анны ИоанновныШуты при дворе Анны Иоанновны

Шекспир, Вальтер Скотт описывал шутов мудрыми, к которым императоры относились дружелюбно. Но жизнь относилась к ним жёстче. В России шуты состояли на службе при дворе Иоанновны. Императрице нравились грубоватые шутки,

Екатерина II Великая краткоЕкатерина II Великая кратко

Екатерина Великая, императрица Российской Империи по праву получившая прозвище “Просветляющая” родилась в небольшом немецком городе Штеттин в 1729 году 21 апреля. При рождении получила имя София Фредерика, которое позже было