Береста Факты и события Сарматы. Всадники, опередившие время

Сарматы. Всадники, опередившие время

О сарматах вскользь слышал, пожалуй, каждый. Однако, в большинстве случаев данный народ воспринимается как одна из многих, пришедших с востока волн кочевников. Между тем, кочевники эти были весьма и весьма непросты, а их военное снаряжение и вовсе, как бы сказали в наши дни, являлось инновационным, опережающим время.

На исторической арене сарматы появляются в 6-ом веке до нашей эры. Сразу стоит отметить, что понятие «сарматы» является общим названием ряда таких родственных племен как роксоланы, аланы, языги и прочие.

Постепенно расселяясь, они смогли занять невообразимые просторы от Урала до текущего в центральной Европе Дуная. В отличие от ряда других кочевых народов, согласно данным антропологических и генетических исследований сарматы являлись не монголоидами, а европеоидами, происходящими вероятно с Ближнего востока.

С 4-го века до нашей эры сарматы начинают вытеснять из европейских степей скифов и делают это столь успешно, что вся вскоре восточная Европа вместе с Кавказом получают название Сарматия.

Укреплению сарматов способствовало налаживание отношений с местными земледельцами и греками. О сарматах писали Геродот, Овидий, Тацит и многие другие античные авторы. Вторжение сарматов в римские земли прекратились после того, как Рим начал выплачивать им дань. В нынешних, воспевающих мощь Рима фильмах и передачах этот факт как-то не афишируется.

Впоследствии длительное противостояние с Римом в 160-е годы завершится подписанием мирного соглашения на взаимовыгодных условиях. Сарматские племена Языгов получили право прохода через римские земли, один из отрядов кочевников поступил на службу Империи.

Попав в Британию, сарматские всадники стали источником мифов кельтов о рыцарях круглого стола и короле Артуре. Во всяком случае именно такой точки зрения придерживается такой исследователь, как Жорж Дюмезиль.

Однако, чем были особенны Сарматы? Как победили скифов и заставили считаться с собой Рим? Ответом может стать описание сарматского воина – катафрактария. Воин и его конь были полностью защищены стальным чешуйчатым или кольчужным доспехом, имел щит. На вооружении было длинное, превышающее 4 метра копье и метровый прямой меч. Помимо оружия ближнего боя присутствовал лук.

По сути, кочевники представили на историческую арену такой род войск как тяжёлая кавалерия, а вместе с ним и тактику таранного удара. Тактика, доспехи и оружие сармат так впечатлили Корнелия Тацита, что тот в свою очередь выражал сомнение, что существует пеший строй, способный успешно им противостоять.

Во времена, когда основой военной силы греческих полисов и Рима был вооруженный коротким мечом и копьем пехотинец, в южнорусских степях размещалась тяжёлая кавалерия. Только через тысячу лет европейские народы придут к своему полному аналогу катафрактария – рыцарю.

Очевидно, что сарматы, обитающие долгое время на территории будущей Руси и контактирующие с древними славянами, не могли не внести свой вклад в их развитие, однако о его подлинном размере остается только догадываться. По мнению академика Соболевского, такие известные нам названия рек как Дон, Днепр, Днестр являются сарматскими и, вероятно, это только верхушка айсберга.

Related Post

Когда возникла Русь?Когда возникла Русь?

Русь возникла в IX веке. Более конкретно, образование древнерусского государства связывают с правлением князя Рюрика и его потомков, которые основали династию Рюриковичей. Это произошло около 860 года, когда Рюрик был

Вещий Боян и Слово о полку ИгоревеВещий Боян и Слово о полку Игореве

В 1800 году было обнаружено и опубликовано по-настоящему уникальное древнерусское произведение – «Слово о полку Игореве». И уже с первых строчек читатель узнает о некоем Бояне, с которым неизвестный автор

Псковская  судная грамота: имущественное право на северо-западе РусиПсковская  судная грамота: имущественное право на северо-западе Руси

Псковская судная грамота — один из важнейших источников в изучении истории Московской Руси. Этот исторический памятник полностью сохранился и дошел до наших дней в составе Воронцовского сборника XVI — XVII