Медведи в русских городах: истоки стереотипа

138
Медведь, русский медведь, стереотип о медведях, бурый медведь, культ медведя, медведи на Руси, Russia, Russian bear

Наличие в России огромного количества медведей, которые расхаживают среди людей и являются чуть бы не домашними животными, является одним из самых ярких и в то же время древних стереотипов.

Первые упоминания о важной роли медведей в жизни славян, обожествлении этих животных доходят до нас якобы еще из Византийских письменных источников IX века. Несмотря на то, что автору данной статьи не удалось отыскать ссылок на конкретные документы, информация в целом звучит весьма правдоподобно.

Поклонение, обожествление животных берет свое начало еще в палеолите, на самых ранних этапах формирования религиозных воззрений. По мнению таких именитых исследователей, как археологи Борис Рыбаков и Владислав Житенев, есть все основания считать культ медведя самым древним, первым культом в истории человечества. К слову, объектом поклонения в те далекие времена был вымерший пещерный медведь, превосходивший в размере нынешнего бурого примерно на треть.

Проходили годы, тысячелетия, сменялись эпохи. От поклонения животным человечество пришло сначала к зооморфным существам, совмещающим черты человека и зверя, яркими представителями коих являлись египетские боги, затем к полностью человекоподобным богам. Впрочем, звери не ушли в забытье, а стали восприниматься как формы воплощения духов природы или даже языческих божеств.

То, что медведь играл не последнюю роль в религиозных воззрениях восточных славян, да и многих других народов, не вызывает сомнений. Отражением этих взглядов являются дошедшие до нас сказки, поговорки, верования. Однако медвежий стереотип в отношении русских имеет совершенно иные корни.

Ярлык медвежьей страны на Россию, как ни странно, был повешен извне. В наши дни человек живет во времена, когда информация является достаточно доступной, а вот в средневековье те, кто вообще мог читать, строили свои представления о далеких странах на основании отдельных записок. Содержание подобных записок в лучшем случае отражало слегка приукрашенное виденье автора, в худшем – вообще не соответствовало действительности.

В определенной степени автором медвежьего стереотипа о России можно назвать австрийского барона, дипломата Сигизмунда Герберштейна. В своих записках о пребывании в России барон описывает события зимы 1526 года, когда по словам автора голодные медведи массово выходили из лесу, нападали на селения, вламывались в дома. Имели ли эти слова реальные основания, сказать сложно, однако только на протяжении следующего столетия их процитировали, приукрасив, итальянские, английские, германские авторы. Событие, когда медведи по какой-то причине массово просыпаются зимой и идут грабить близлежащие города и села, воспринималось на западе как нечто повседневное.

Смотрите также:  Появление пороха на Руси

Все том же XVI веке появляется и составленная Олафом Магнусом карта Европы, где на территории Московского княжества красовалось изображение медведя. Позже это станет определенной традицией, и подобные изображения будут появляться и на картах XVII века.

Впрочем, возвращаясь к Герберштейну, который, возможно, действительно стал свидетелем какого-то нападения медведя или медведей, стоит отметить один важный момент. На Руси, помимо скоморохов, были весьма распространены люди, коих именовали вожаками. По сути это были дрессировщики, зарабатывающие на хлеб выступлениями с медведями.  Назывались такие выступления «медвежьими комедиями» и были необычайно популярны у изголодавшихся по зрелищам обывателей.

Хотя, к примеру, описание поездки по Московии Адама Олеарий и виденные им там в 1636 вожаки с дрессированными, пляшущими медведями не вызвало такого резонанса в Европе, как опубликованные ранее заметки барона Сигизмунда о медвежьих нашествиях.

К слову, все в том же XVII веке под давлением жалоб от нижегородских священников выходит указ о запрете смущающих народ потех с медведями. Впрочем, на ситуацию это, вероятно, кардинально не повлияло и по информации из «Нижегородских ведомостей» уже от 1887 года следует, что в ряде сел и городов губернии имеется от 50 до 150 ученых медведей в каждом.

Стоит отметить, что Запад не только принял непосредственное участие в создании для России медвежьего стереотипа, но и, начиная с XVIII века, активно использовал его в пропагандистки целях. Первая серия карикатурных гравюр с Россией в виде медведя вышла в Англии в 1737, впоследствии их количество перевалило за сотню.

На данный момент русский медведь является одним из символов страны и ассоциируется с Россией не только у иностранцев, но и непосредственно у ее граждан. К слову, на территории необъятной обитает около 100 тысяч бурых медведей или половина от всей мировой популяции, поэтому хоть по улицам косолапые, как правило, не ходят, зверь этот достаточно распространен и, к счастью, не относится к вымирающим.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here