Летоисчисление на Руси

Сложно сказать, когда человек осознал цикличность происходящих явлений природы, однако косвенные свидетельства говорят, что произошло это в палеолите, несколько десятков тысячелетий назад.

Самым простым способом, ведшим к пониманию природного цикла, является наблюдение за луной. Вследствие этого большинство древних календарей, в том числе и славянский календарь, были лунными. Собственно, самым явным доказательством является перекочевавшее обозначение периода – месяца, при том, что нынешняя григорианская система исчисления рассчитывается по солнцу.

Несмотря на то, что интернет изобилует сведениями о древнеславянском календаре, в реальности от него до нас дошли только крайне редкие, обрывочные сведения. Даже количество дней в неделе в те далекие времена является загадкой. Лингвист Светлана Толстая полагает, что до принятия христианства славяне использовали пятидневную неделю, этнограф Петар Петрович говорит о шести днях. К слову современные названия дней недели очень похожи во всех славянских языках, исключение составляет обозначение воскресенье в русском языке, на остальных славянских языках этот день имеет наименование неделя, недиля. Похожая ситуация и с временами года: привычные наименования «весна», «лето», «осень», «зима» идентичны у восточных славян; у западных и южных, в свою очередь, идентично с восточными обозначениями зимы и лета, но иное наименование весны и осени. Собственно, лето у славян являлось синонимом слова год. Доказательством данного утверждения является использование формы вопроса: сколько тебе лет?

Похожи у всех славянских народов и обозначения месяцев, исключение тут составляет только русский язык, полностью перенявший римскую систему наименований.

В целом же старославянский календарь, к сожалению, в виду малого количества дошедших до нас сведений является больше объектом домыслов и теорий. Более-менее конкретно о летоисчислении на Руси можно говорить с момента принятия христианства.

Сами христиане использовали Римскую юлианскую календарную систему. По этой системе год начинался 1 января – дата была символической, отражала важное политическое событие в жизни Рима — избрание народным собранием консулов в 153 году до. н. э. Строилась данная система на достижениях и знаниях египетских астрономов.

Но, помимо календаря, в древности бытовал обычай вести отчеты от того или иного важного события. К слову, подобная практика существовала у многих народов, в том числе и славян. Событием с одинаковым успехом могла быть слишком холодная зима, наводнение, военное столкновение, вокняжение того или иного князя. Похожие обычаи были и в Риме – воспользовавшись ими, римский император Диоклетиан установил порядок летоисчисления от начала своего правления, то есть с 284 года.

Смотрите также: Численность дружины на Руси
Так как Диоклетиан был известен гонениями на христиан, с приходом первого императора-христианина Константина стало очевидно, что точку отсчета надо менять.

В IV веке была разработана Константинопольская или, как ее еще называли – Византийская эра. Суть ее заключалась в использовании начальной точки отсчета – сотворения мира. Начиналось летоисчисление 1 марта в пятницу 5508 года до.н.э., по другой, существующей параллельно системе – 1 сентября. Однако расчеты даты сотворения мира весьма расходились: существовало около 200 различных вариантов – Ватиканский вариант отличался от Константинопольского более, чем на тысячу лет.

С принятием христианства в 988 году Русь перенимает юлианский календарь и византийскую эру, то есть точку отсчета от сотворения мира. Началом года до XV века было принято считать 1 марта, с 1492 года 1 сентября. Известна нам данная календарная система как старый стиль.

Основными проблемами данной системы являлись расхождения в вопросе даты сотворения мира и ошибка, допущенная при разработке юлианского календаря, приводящая к смещению календаря на 1 день каждые 128 лет.

Логическим решением первой проблемы являлась привязка к более свежему событию, которое можно более точно датировать. Таким событием стало рождение Христа, впрочем, как оказалось, установленная римским монахом, скифом по рождению, Дионисием Малым, она имела изрядную погрешность минимум в 5-7 лет. Но на момент, когда во времена Возрождения многие исследователи и богословы пришли к такому выводу, система уже была общепринята, и менять ее никто не стал.

На смену же юлианскому календарю в XVI веке пришёл григорианский. Он исправлял ошибки предшественника, а также за счет большей точности исключал смещение календаря в будущем.

Летоисчисление от Рождества Христова распространяется в Европе с VIII века. В Россию данное летоисчисление приходит с Петром I. После 7208 года от сотворения мира последовал 1700 год от Рождества Христова. Новый год стал наступать с 31 декабря на 1 января, таким образом можно сказать, что юлианский календарь по сути вернулся к своим истокам. Однако менять его на григорианский никто не спешил, переход на новый стиль произошел только в 1918 году. Впрочем, к примеру, Греция осуществила переход на григорианский календарь в 1924, Саудовская Аравия в 2016 году.

Related Post

Климат Руси. Суровые зимы прошлого

Так уж сложилось, что человек воспринимает окружающую его природу как нечто постоянное, неизменное. Малейшие изменения, которые он может ощутить на протяжении считанных десятилетий, вызывают у него множество опасений. Между тем,

Краткая история «Дикого поля»

Под термином «Дикое поле» принято понимать обширные причерноморские и приазовские степи, протянувшиеся от реки Днестр на Западе до Дона на Востоке. Несмотря на то, что территория «Дикого поля» не имеет

Древнейшая крепость Руси

Средневековье без преувеличения было временем войн, столкновений, постоянной борьбы за территорию. Неудивительно, что такое фортификационное сооружение, как крепость, появляется на Руси одновременно с оформлением государственности.