Что такое Запорожская Сечь, и кто ее основал, знает даже школьник. Считается, что это поселение запорожских казаков основал Дмитрий Вишневецкий. Выражение «казак – свободный человек» запечатлелось в сознании с юных лет. Так ли это на самом деле? Но все ли известно о Запорожской Сечи или есть еще неизведанные страницы ее истории?
Факты о казаках
Многим не известно, что под этим словосочетанием подразумевается не одно, а несколько больших укреплений, и в народе как первого «запорожского гетмана» прославили Предслава Лянцкоронского. А «казаками» сначала называли наемных воинов, несших караульную службу. Ими были как представители украинской нации, так и татары.
В 1492 впервые упоминается о казаках-христианах. Они осваивали степные рубежи, не принадлежавшие ни одной стране. В отличие от татар, эти люди занимались преимущественно земледелием. Это привело к образованию отдельной социальной группы. Термин «казак» дополнился еще одним смыслом — «никому не подчиненный человек».
Таким образом, возникновение казачества обусловлено соседством двух этносов, русского и татарского. Ничьи люди на ничьей земле взаимно перенимали одежду, язык, обычаи. Отсюда причины появления тюркских элементов в казацком быту: шаровар, кобзы и прочее.
Почему появилась Запорожская Сечь
Еще до последней четверти XVI века казачество оставалось занятием, промыслом в Поле. Но постепенно оно стало восприниматься как военно-политическая организация. Объединению сообщества способствовала необходимость выживания в условиях постоянной опасности.
В то время главной становится борьба с набегами татар. Для уничтожения татар пограничные чиновники Великого княжества Литовского и Польского королевства собирали и финансировали отряды воинов, широко привлекая казачество. В 1516 году под руководством хмельницкого старосты Предслава Лянцкоронского, которого позже назвали первым запорожским гетьманом, они ходили на Очаков.
Толчком к объединению казаков в сплоченный коллектив стало появление харизматичного лидера, князя Дмитрия Вишневецкого. В историю он вошел под прозвищем Байда и именно с его именем связывают возникновение Запорожской Сечи.
Устройство Запорожской Сечи
Запорожская Сечь стала восприниматься как символ казацкого единства, хотя ее местонахождение менялось несколько раз. Об этом есть сведения в нескольких источниках. Причины перенесения – разрушение укреплений врагами, стратегические соображения, эпидемии. Иногда казаки искали более удобные места для проживания. Всего за два с половиной века зафиксировано основание восьми Сечей:
- Хортицкой;
- Базавлуцкой;
- Томаковской;
- Никитинской;
- Чертомлыцкой;
- Олешковской;
- Каменской;
- Новой, или Подпольненской.
Каждая из них существовала как казацкая республика, на основе равенства и братства. Запорожская Сечь за образец управления взяла модель мужского воинского братства. Для такой модели характерно равенство всех членов группировки, предпочтение отдается физической силе.
Запорожские казаки всегда были в почете у правителей различных государств, но их услуги стали не нужны, когда закончилась русско-турецкая война. Тогда Екатерина ІІ решила, что свободолюбивые и самостоятельные люди ей не нужны.
16 июня 1775 года русские войска полностью разрушили Запорожскую Сечь. Кошевого атамана Петра Калнышевского вместе с казацким старшиной обвинили в государственной измене и приговорили к каторге.
Сейчас на месте укреплений остались руины и могилы, но сведения о Сечи и свободолюбивый нрав казаков, продолжает жить в характере и памяти народа, в его песнях и думах.