Береста Факты и события Вече в Новгородской республике

Вече в Новгородской республике

Еще до формирования государственности, у восточных славян все важнейшие вопросы жизни общины решались на народных собраниях. Участвовали в таких собраниях мужчины-воины. Собрания назывались вече и собирались они по случаю чрезвычайных государственных событий. В Новгородской республике вече играло решающую роль в управлении. Все высшие должностные лица в этой республике, включая князя и архиепископа, избирались голосованием на народном собрании – вече.

Особенности общественного строя в Новгородской республике

Особенностью общественного устройства в Новгородской республике было значительное влияние новгородского боярства. Бояре активно участвовали в торговой и промысловой деятельности.

Основной экономической предпосылкой являлось не владение землёй, а обладание денежным капиталом. Это привело к формированию социальной структуры общества в Новгородской республике и к созданию такой нетипичной для средневековой Руси формы правления, как вече. По мнению академика В.Л.Янина, начало государственного устройства Новгородской республики было положено с заключения новгородцами договора с князем Рюриком. Договор был заключён, согласно летописи, в 862 году и ограничивал власть князя.

На протяжении XI века противостояние князя и веча усиливалось. Новгородское боярство стало неподсудным князю и получило право приглашать и изгонять князя. Известно, например, что из-за конфликта с новгородцами, князь Александр Невский несколько раз избирался, а затем, решением веча, был изгнанным с должности. Посадник стал представителем боярства, а не князя. В XII веке княжескую власть ограничили запретом владеть землями на территории, подвластной Новгороду.

После Новгородского восстания 1136 года высшим органом власти в Новгороде стало вече, которое избирало посадника, тысяцкого, а с 1156 года – архиепископа. Функции главы государства выполнял посадник, избираемый на срок 1–2 года. Посадник проводил вечевое собрание и предводительствовал на боярском совете. Занимался вопросами управления и суда. Князей вече приглашало из других княжеств. И выполняли они, в основном, роль воинов-наёмников.

Князь с дружиной должны были заниматься внешней обороной республики, а также исполнять судебные функции и функции слежения за порядком. Во время войны князь был главным военачальником. Вече решало, кого из князей приглашать на службу, назначало оплату за их службу, заключало с ними договор. В XIII веке, после монголо-татарского нашествия, великих князей в Новгороде стали представлять княжеские наместники. Это способствовало укреплению республиканского строя в Новгороде.

Круг вопросов, решаемых на вече

О начале сбора народного собрания объявлял посадник или тысяцкий, который являлся представителем народного ополчения. Народ оповещали вечевым колоколом и зазыванием глашатаев. В вече мог участвовать любой свободный взрослый мужчина. По мнению историка Н.А.Рожкова, вече, в первую очередь, являлось законодательным органом республики. Свод судебных правил Новгородской республики XV века – Новгородская судная грамота была принята на вече. Решения веча исполняли посадник, князь, тысяцкий и сотские.

Вопросы о заключении мира и объявлении войны, о взаимоотношениях с соседними государствами также решались на вече. На вече разбирались и вопросы правосудия. Осуждённых по решению веча преступников сбрасывали с моста в реку Волхов. Голосовали на вече в прямом смысле – именно голосом. Голосовавшие, для убедительности и перевеса в голосах, очень громко кричали, до хрипоты.

Иногда горячее обсуждение вопросов доходило до кулачных боёв. И всё же вече было достаточно хорошо организованно, оно проходило по строгим правилам. Предполагается, что даже велись записи протоколов вечевых собраний.В дальнейшем, на вече стали собираться представители «концов» города. В каждом из «концов» проходило своё вече. Делегаты из этих вече посылались на всеобщее вече. В XIV–XV в.в. в Новгороде сложилась «аристократическая республика». В ней уже возросла роль знати в управлении Новгородом. Вече играло большую роль в управлении в течении всего времени, пока в Новгородской земле сохранялось республиканское государственное устройство.

В конце XV века началось «собирание земель русских» под началом Московского княжества. С 1478 года Новгородская республика, как самостоятельная и независимая от Москвы, система правления, перестала существовать. Его территории стали частью централизованного государства, которым управляли цари. Символ Новгородской республики и народной демократии – вечевой колокол сняли и отвезли в Москву. Вече с тех пор больше не собиралось. Эхо вечевых собраний, в дальнейшем, ещё не раз будет звучать на Руси. Новгородские традиции ярко проявили себя, например, во время Смуты, при организации старостой Кузьмой Мининым земских ополчений против иноземных захватчиков.

Related Post

Почему говорят: как Мамай прошелПочему говорят: как Мамай прошел

Мамай — это легендарная личность, которая стала героем народных сказаний и летописей в русской истории. В исторических преданиях он предстает как крымский предводитель татар, который предпринимал набеги на русские земли.

Восстание волхвов в НовгородеВосстание волхвов в Новгороде

После Крещения Руси жизнь народа поменялась. Перестраивать религию и традиции людей было непростым делом. Новгород был вторым городом по численности после Киева. Долгое время язычество не уходило из бытовой жизни

Ипатьевская летописьИпатьевская летопись

Ипатьевская летопись — ценный памятник письменности Древней Руси, повествующий о событиях, происходивших на территории Руси в период с 1110 по 1206 годы. Летопись была обнаружена в библиотеке Ипатьевского монастыря в