Ударное дробящее оружие по праву носит титул древнейшего. Сложно сказать, когда представитель рода homo впервые взял увесистую ветку и подогнал ее под свои не самые гуманные нужды, но поступок сей задал вектор всей дальнейшей истории.
Шли годы, сменялись тысячелетия, однако простота, даже, пожалуй, примитивность дубинки или, как ее чаще называли на Руси – палицы, сочеталась с весьма высокой эффективностью. Впрочем, пределом мечтаний цельнодеревянное оружие назвать сложно, однако при должной сноровке и везении оно позволяло отбиться от вооружённого иным холодным оружием противника.
В одном из известных письменных источников Руси – Ипатьевской летописи упоминается, что в совсем уж древние времена люди бились сугубо палицами да камнями.
Помимо знакомого каждому названия «палица» или «дубинка», это оружие также называли ослоп. Под любым из перечисленных названий мог подразумеваться как обычный деревянный кругляк, так и усеянное железными шипами, цельнометаллическое или окованное металлическими полосами оружие. Представителями последних не брезговали и князья: согласно сказанию «О Мамаевом побоище» именно палицей был вооружен князь Дмитрий Донской.
Согласно своду законов Русского государства XV века ослоп применялся при решении споров посредством судебного поединка.
Очевидно, что простота в изготовлении и использовании обеспечивали средневековой дубинке большую популярность. Впрочем, сразу стоит отметить, что все ударное, дробящее (раздробляющее) оружие имело как свои преимущества, к коим можно отнести исключение возможности застревания, хороший останавливающий эффект, надежность, дешевизну и простоту в уходе, так и недостатки. К последним можно отнести потребность в широком замахе, что можно было позволить при нанесении удара с лошади или в поединке один на один, но не всегда можно было осуществить при сражении в плотном строю. Кроме того, массогабаритные характеристики делали палицы оружием для нанесения незамысловатых ударов, но не для более сложного фехтования.
Другим ярким примером ударного оружия является булава. Отличительной чертой булавы является разделение на ударную часть и рукоять. Первые каменные булавы происходят как минимум из неолита. Тщательность изготовления, использование порой для изготовления ударной части редких минералов недвусмысленно намекают на особое, символическое значение данного оружия. В роли клейнода – символа власти, это оружие просуществовало у многих народов не одно тысячелетие.
На Руси булава получает распространение в XI веке, за несколько столетий до обретения широкой популярности в Западной Европе. Ряд исследователей считает, что распространение данного оружия шло с Востока, в частности, Русь заимствовала его от Хазарского каганата.
Несмотря на представления о булаве как чем-то монструозном, вес ударной части во времена Древнерусского государства редко превосходил 350 граммов, чего вполне хватало для нанесения сокрушительных ударов даже через мягкие, подвижные кольчужные, кожаные доспехи.
Ударное оружие, оружие на Руси, палица, русская палица, ослоп, булава, куб, пернач, шестопер, булава, русская булава, кистень, гасило, цеп, средневековое оружие, древнерусское оружие
Ударную часть чаще всего изготавливали методом отлива. Делали ее из стали, бронзы, порой внутреннюю часть заливали свинцом, получая большую массу при компактном размере. Рукоять, как правило была деревянной и достигала в длину до 80 сантиметров.
Обычно ударная часть булавы имела грушеподобную форму, однако были экземпляры и с кубическим навершием, такую разновидность называли брусом. Личный, произведенный из лазурита брус был оружием первого царя из династии Романовых – Михаила.
Если же навершие булавы имело шипы или пластины, такое вооружение имело название буздыган или буздыхан. Появление таких разновидностей ударного оружия связано с развитием доспеха, становлением кирасы, с поверхности которой гладкая ударная часть могла соскальзывать, не нанося урона. Наличие шипов и пластин уменьшало площадь соприкосновения, повышая эффективность удара.
Булаву, ударная часть которой состояла из стальных пластин, называли также перначом; самым распространенным типом было использование шести совмещенных в ударной части пластин – оружие же именовали шестопером. По сути шестопер являлся апофеозом развития простых ударных типов вооружения.
Несмотря на то, что булавы являлись символами власти у многих народов от далеких глубин Азии до Британских островов, зачастую первыми в этом контексте вспоминается Южнорусское, Запорожское казачество. Свою важную роль на Сечи булава стала играть с 1576 года, когда Польский король Стефан разрешил гетманам реестрового казачества носить это оружие как знак власти, в какой-то степени уровняв таким образом запорожцев с польскими коронными гетманами, имевшими это право ранее.
Отдельную категорию ударного оружия представляют кистени. Подвешенный на кожаный ремешок, веревку или цепочку груз, будучи раскрученным, приобретал высокую скорость, а как следствие – и разрушительную силу. На Русь данное гибко-суставчатое оружие попадает в X веке с Востока.
Под кистенем подразумевается огромный пласт ударных средств разной конструкции и массы. Зачастую кистень состоял из деревянной рукояти, подвижной и ударной частей. Если же массивная ударная часть не подразумевала использование рукояти и непосредственно раскручивалась за шнур или цепь, такое приспособление порой именовали гасилом. К кистеням относили и всевозможные производные от сельскохозяйственного орудия для обмолота – цепа.
Кистени, гасила совмещали в себе огромную силу удара с неплохой дистанцией нанесения оной, однако невозможность парирования вражеских атак, сложность использования в строю делали это оружие более пригодным для самообороны и разбоя. Хотя при этом нельзя не отметить, что история знает случаи весьма эффективного использования цепов против тяжеловооруженной конницы.
Подводя итог, хотелось бы отметить что в данной статье затронута только часть пласта ударного оружия, которое было весьма распространено на Руси и было представлено многими десятков видов и наименований. Многообразие же и популярность были связаны с соотношением простоты, надежности и эффективности, к которой издревле тянулись многие народы, в том числе и славяне.