Береста Факты и события Ипатьевская летопись

Ипатьевская летопись

Ипатьевская летопись — ценный памятник письменности Древней Руси, повествующий о событиях, происходивших на территории Руси в период с 1110 по 1206 годы. Летопись была обнаружена в библиотеке Ипатьевского монастыря в Костроме, отсюда и её название. Ипатьевская летопись является одним из наиболее полных и достоверных исторических источников о Киевской Руси, предоставляя данные о политической, социальной, экономической и культурной жизни Руси того времени. Во всех сохранившихся списках Ипатьевской летописи содержатся общие сведения о погодных условиях, урожаях, голоде и других чрезвычайных ситуациях.

В летописи подробно отражены такие знаменательные события, как восстание киевлян в 1113 году, осада и взятие Киева войсками Андрея Боголюбского в 1169 году, поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году и другие. Очень интересны сообщения Ипатьевской летописи о социально-экономическом положении Руси, о развитии городов, торговли и ремесел, о строительстве новых городов и храмов. В ней содержатся также сведения о княжеских междоусобицах, народных волнениях, походах против внешних врагов.

Ипатьевская летопись отражает и важнейшие события из жизни церкви, такие как проведение церковных соборов, избрание и деятельность митрополитов, борьба против ересей. При разборе известий Ипатьевской летописи следует помнить, что не во всех случаях данные, содержащиеся в ней, достоверны. Сталкиваясь с тем или иным известием Ипатьевской летописи, историк должен прибегать к сопоставлению этих известий с данными других источников.

Ипатьевская летопись является ценным источником для исследования древнерусского и церковнославянского языков. Присутствие пластов текста относящихся к разному времени позволяет оценить изменения языковых установок, их ориентацию на книжный или разговорный тип. Кроме своего исторического значения Ипатьевская летопись имеет и литературное значение. Она написана живым и образным языком, содержит множество ярких и запоминающихся эпизодов, что делает её не только ценным историческим источником, но и увлекательным литературным произведением. Летопись содержит информацию об обычаях и традициях русского народа, о его культуре и быте. Она является важным источником для изучения истории русской литературы, языка и фольклора.

Ипатьевская летопись была обнаружена только в 19 веке историком Николаем Михайловичем Карамзиным в архиве Ипатьевского монастыря среди рукописей Петра Хлебникова. Летопись датирована 14 веком и получила свое название благодаря монастырю, в котором она была найдена.

Списки летописи

Летопись содержит несколько древнейших списков:

  • Ипатьевский

На данный момент это старейший из известных списков на бумаге среди древнерусских летописей. Он был написан сразу 6 людьми предположительно в Новгороде или Пскове, содержит разноплановые пометки и записи, некоторые из них основываются на Новгородско-Софийской летописи;

  • Хлебниковский

Доподлинно установить место его создания на данный момент невозможно. Предположительно список мог быть написан в Киево-Печерском монастыре, в Свято-Успенском монастыре. Особенность этого списка заключается в разноплановых пометках: польских, латинских и кириллических, написанных разными почерками, что свидетельствует о написании списка несколькими людьми.

Ипатьевская летопись и содержащиеся в ней списки использовались для составления княжеского памятниками в Киево-Печерском монастыре.

Летописи в составе Ипатьевской летописи

Ипатьевская летопись включает в себя 3 летописи, пересекающиеся друг с другом не только присутствующими списками, но и другими артефактами.

  • Повесть временных лет

Оба списка: Ипатьевский и Хлебниковский входят в число основных списков этой летописи, на основе которых создается отдельная редакция. Однако некоторые историки-исследователи утверждают, что отличие Ипатьевского и Хлебниковского списков от оставшихся трех в Повести временных лет минимальны, поэтому речь об отдельной редакции идти не может.

Главная особенность текста этой летописи по спискам заключается в дополнительных данных, которые предположительно могли быть заимствованы из Переяславской летописи;

  • Киевская летопись

Летопись носит общеисторический характер о Руси 12 века, однако в ней уделяется большое внимание соперничеству между Рюриковичами. В летописи присутствует множество упоминаний Переяславля, Новгорода, Полоцка, Чернигова, северо-восточной части Руси.

Особенностью летописи является большое количество описаний прямых речей князей, иногда упоминаются иностранные правители и отдельные горожане Киева. Некоторые историки-исследователи предполагают, что приведенные прямые речи были заимствованы из политических документов того времени;

  • Галицко-Волынская летопись

Особенность летописи заключается в отсутствии погодной сетки, которая присутствовала в предыдущих двух частях Ипатьевской летописи. Также она имеет существенные отличия в содержании и стиле написания.

Большая часть историков-исследователей воспринимают Галицкую и Волынскую части в качестве отдельных летописей. Причиной этому являются различия в языке написания, объем текста и его стиль.
Галицкая часть летописи имеет более книжный стиль написания, в то время как Волынская имеет более простой стиль написания, близкий к живой речи.

В Галицко-Волынской летописи приводится большое количество цитат прямой речи, предположительно взятых из реальных дипломатических документов. Однако некоторые исследователи считают, что они могут отражать пересказ устных переговоров.

Ипатьевская летопись неоднократно переводилась и переиздавалась, претерпела множество редакций каждая из которых предлагает иной взгляд на изложенные события и цитаты документов. В рамках дискуссий и исследований историками используются редакции, более богатые на комментарии и сопутствующие статьи.

Related Post

Зачем поляки выдумали «монголо-татарское иго на Руси»?Зачем поляки выдумали «монголо-татарское иго на Руси»?

Никогда не интересовался монголо-татарами и их игом на Руси, которым мне прожужжали все уши еще в школе на уроках истории. Ну, я считал это как-то само собой разумеющееся, относящееся только

Какого роста были люди на Руси?Какого роста были люди на Руси?

При упоминании о древних предках в сознании всплывают образы статных князей и дружинников, огромных, широкоплечих богатырей. Впрочем, реальность, как это часто бывает, гораздо скромнее и прозаичнее. Похожие записи: Кому на

Кому на Руси жить хорошо: древнерусские сословияКому на Руси жить хорошо: древнерусские сословия

Сложно сказать, когда именно у восточных славян произошло разделение на сословья, однако уже к IX веку общество перестает быть относительно однородным, расслаивается на высшее, среднее и зависимое население. Похожие записи: