«Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»: оригиналов нет

15
Русь, летописи, письменные источники, Повесть временных лет, Слово о полку Игореве, Нестор, оригиналы

Все мы еще из школьной программы помним о таких знаковых письменных источниках по истории Руси, как «Повесть временных лет» или «Слово о полку Игореве». Обычно по отношению к этим произведениям фигурируют фразы о том, что данные труды являются давнейшими и важнейшими письменными источниками древнерусского периода. Однако где хранятся оригиналы данных, несомненно, важных исторических документов? Ответ достаточно прост: нигде, так как оригиналы до наших дней не дошли, но обо всем по порядку.

«Повесть временных лет», названная так по первым строчкам повествования, охватывает исторический период, начиная с библейских времен, и завершается началом XII века. Обычно в ходе дискуссий на исторические темы участники отмечают, что автор летописи, монах Нестор, не будучи свидетелем большей части описываемых им событий, вероятно, передавал в летописи народную молву, которая зачастую уходит далеко от истины. 

Впрочем, куда как больше вопросов должен вызывать тот факт, что, о Несторе, как авторе данного произведения, мы узнаем только из Хлебниковского списка XVI века; более ранние упоминания данного произведения умалчивают сведения об авторе.  По сути, между написанием летописи и появлением первых сведений об авторе прошло более четырех веков – период, равносильный временному отрезку, раскинувшемся между Иваном IV (Грозным), смутным временем и нашей с вами современностью. Кроме того, и сам оригинал летописи до нас не дошел.

Тут, впрочем, каждый может возмутиться – «Как это не дошел, если текст имеется в свободном доступе, частично публикуется в учебниках истории.»  Тексты действительно есть, однако сохранились они не в оригинале, а в написанной уже в XV веке Ипатьевской и во второй половине XIV века (1377 год) Лаврентьевской летописи. Последняя, к слову, является древнейшей из дошедших до нас в оригинале датированных летописей. Сей письменный памятник хранится в Российской национальной библиотеке.

Смотрите также:  Времяисчисление на Руси

Из вышесказанного, конечно, не следует, что «Повесть временных лет» является выдумкой или подделкой, хотя и такие радикальные точки зрения выдвигались, но в целом ситуация с данным письменным источником не столь однозначна как предстает на страницах учебников.

Так, к примеру, филолог, лингвист и историк Алексей Шахматов еще в начале XX века пришел к очевидным для ученого, но неочевидным для современника выводам: «Повесть» как самостоятельный памятник не сохранилась, да и, вероятно, не являлась единым произведением. По мнению исследователя, которое поддержали филологи Дмитрий Лихачев и Яков Лурье, первые летописные своды на Руси появились еще в первой половине XI века, до рождения гипотетического автора Нестора летописца.

Другим известным древнерусским письменным источником является «Слово о полку Игореве». Почитать данное произведение в оригинале у вас тоже вряд ли получиться. Последний средневековый образец произведения сгорел в огнях Отечественной войны вместе с Москвой еще в 1812 году. К счастью, сохранились копии произведения. Согласно исследованиям текста, проведенным академиком Андреем Зализняком, «Слово о полку Игореве» было написано в XII веке, и сомнений в подлинности не вызывает. Однако, исходя из дошедшего текста, можно сделать вывод, что он переписывался в XV-XVI веках.

Подводя итог, можно отметить, что, к сожалению, древнерусское время оставило потомкам не так уж много письменных источников, ситуация с оригиналами и вовсе печальна. Кто знает, сколько еще открытий ждет исследователей этого интересного времени, однако очевидно, что многое на веки кануло в Лету и останется как для современников, так и потомков, неразгаданной загадкой.

Напишем

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here