Береста Факты и события Вещий Боян и Слово о полку Игореве

Вещий Боян и Слово о полку Игореве

В 1800 году было обнаружено и опубликовано по-настоящему уникальное древнерусское произведение – «Слово о полку Игореве». И уже с первых строчек читатель узнает о некоем Бояне, с которым неизвестный автор сравнивает свой стиль написания поэмы.

Роль  Бояна в поэме «Слово о полку Игореве»

Кроме описания князей и их решений в поэме неоднократно упоминается сказитель вещий Боян. И хоть он не участвует напрямую в сюжете, все же является важным героем. В первую очередь, вещими, то есть предсказывающими считались все мудрые старцы, особенно песнотворцы. Ведь они путешествовали повсюду и собирали истории, на основе которых могли успешно предречь успех того или иного события. Кроме того, автор безусловно восхищается красотой его слога и приводит в произведении отрывки его песен.  Однако, автор также пишет, что Боян был придворным песнотворцем и поэтому его стихи – это лишь хвала правящему князю. Автор же в своем произведении не собираться только лишь хвалить правителей, но и хочет поведать как все было на самом деле.

По итогу, образ Бояна вносится в произведение, с двумя основными целями:

  • подчеркнуть правдивость истории, описанной в «Слове о полку Игореве», поскольку в те времена зачастую произведения переписывались так как требовали правители;
  • и показать, что ушло время написания хвалебных песен и настала новая эпоха в истории литературы.

Однако, долгие годы историки не могли выяснить, кем же на самом деле был Боян.

Нарицательное имя, реальный человек или выдумка автора?

После публикации «Слова о полку Игореве» исследователи разделились во мнении является ли имя «Боян» нарицательным или собственным. С одной стороны, это имя могло происходить от глагола «баю», то есть говорю. А это значит, что «Боян» всего лишь синоним слова оратор или рассказчик. Но находились и другие версии. Так, Белинский говорил о том, что слишком сложно судить о личности древнерусского певца, но однозначно Боян – имя собственное, что видно по смыслу поэмы. И того же мнения придерживался А.С. Пушкин, когда писал свое произведение «Руслан и Людмила».

Существовало и еще одно предположение, впервые озвученное В.Ф. Миллером. Он считал, что Боян лишь символический образ, специально созданный автором. Ведь в самой поэме нет какой-либо конкретики, ясно дающей понять, что сказитель действительно реальный человек. Более того, он подвергал сомнению, что на Руси вообще могло быть в обиходе такое имя.

Однако после некоторых любопытных археологических находок, историки все же пришли к мнению о существовании, как минимум, тезок песнотворца. К примеру, это имя упоминается в рукописях Великого Новгорода и нескольких новгородских берестяных грамотах.  А на одной из стен Софийского собора было найдено граффито, которое сообщает о покупке «земли Бояней» некой «княгиней Всеволожей». И С.А. Высоцкий, и Б.А. Рыбаков отмечали, что есть различные основания соотносить Бояна из «Слово о полку Игореве» с одним из найденных артефактов, но в тоже время нет однозначных доказательств.

картина В.М. Васнецова «Баян»

В итоге большинство историков сошлось во мнении, что талантливый сказитель жил и творил примерно в XI веке. Это следует из того, что он описывает князей Мстислава Храброго и Ярослава Мудрого, правивших как раз в это время. А Рыбаков, опираясь на указание автора произведения про время творчества Бояна, отмечает, что песнотворец жил и творил именно во второй половине XI века.

Как имя превратилось в бренд

В XIX веке «Слово о полку Игореве» настолько стало популярно, что по всей России древнерусский певец и музыкант ассоциировался обязательно с именем Боян. А мода на все старинное просто обязывала использовать его повсеместно. Так, в честь Бояна первоначально дали название некоторым кораблям: нескольким крейсерам и одному небольшому корвету.

А вскоре слово «Баян» (написание как в пушкинской поэме) стали добавлять к названиям различных гармоник, как бы подчеркивая звучность и ладность инструментов. В 1907 году известный мастер Петр Стерлигов изготовил особую конструкцию гармоники для одаренного гармониста Якова Орланского-Титаренко. Именно этот инструмент и получил всем известное название «баян». Сегодня мало кто знает, что такой прекрасный музыкальный инструмент обязан своему названию неизвестному автору некогда популярной поэмы «Слово о полку Игореве».

Related Post

История Харькова в 19-20 векеИстория Харькова в 19-20 веке

В 19-20 веке первая столица Украины стремительно строилась, город рос с невероятной скоростью. Более того, население Харькова во время Великой Отечественной войны было наибольшим в Советском Союзе. Чем еще славился

Казаки при Екатерине 2Казаки при Екатерине 2

Казачьи войска поступали на службу к царям и правителям России и представляли собой наемные воинские формирования, которые зачастую использовались не только для участия в охране государственных границ и военных походах,

Падение губернатора СибириПадение губернатора Сибири

В середине марта 1721 года в Санкт-Петербурге между зданиями Юстиц-коллегии и Биржей повесили губернатора Сибири Матвея Петровича Гагарина. Похожие записи: Реформы государственного управления при Петре 1 кратко Создание Министерского Совета