Мы привыкли воспринимать сказки как нечто полезное, формирующее у ребенка правильное представление о жизни. Однако так ли это, и не являются ли сказки источником многих негативных сторон менталитета?
Сегодня я вкратце разберу украинскую народную сказку «Ох» из сборника «Чаривна грань», выпущенного в Харькове в 1993 году издательством «Прогрес, Лтд». Первоначально текст издавался еще в 1987 году.
Краткое содержание сборника сообщает, что представленные в нем народные сказки раскрывают такие черты народного характера как мужество, трудолюбие, проворство, интеллект и доброта. Ну что же, посмотрим.
Сказка «Ох» рассказывает про убогую крестьянскую семью, да – именно убогую, так в тексте и говорится. Состоит данная семья из мужа, жены и крайне ленивого сына, сидящего целыми днями на печи без штанов. Несмотря на то, что возраст лентяя перевалил за 20, помощи родителям от детины нет вообще. Попытки отца сплавить лентяюгу в ученики к тому или иному ремесленнику заканчиваются одинаково, сын сбегал и снова бездельничал, сидя на печи.
Не зная, что еще предпринять со своим оболтусом, отец решает отвести его на службу в другое царство, вероятно, надеясь, что убегать оттуда сыну станет банально лень. По пути герои заходят в темный лес, где встречают эдакого лесного колдуна по имени Ох. Последний в свою очередь предлагает оставить бездельника на перевоспитание, обещая вернуть его через год, если отец его узнает. Готовый на что угодно отец сплавляет детину и возвращается домой.
Лесной король достаточно быстро понимает, что классическая педагогика бессильна и просто-напросто сжигает уснувшего на дровах лентяя, после чего воскрешает его из золы. Таким вот волшебным образом главный герой из последнего лентяя превращается в умного, красивого и предприимчивого парня, не приложив к этому превращению ровным счетом ни капли усилий.
Проходит год, отец возвращается за сыном. Ох приводит гостя во двор, заполненный петухами, и предлагает ему угадать какой из петухов его сын. Естественно, тест оказывается провален, через год история повторяется. Еще через год…. Еще через год происходит очередное чудо, и о том, как узнать сына, мужику рассказывает случайно встретившийся дед. Лесной царь-колдун отпускает сына домой.
По дороге домой отец жалуется, что живут они бедно, с хозяйством беда. На это обретший силу и ум парубок предлагает провернуть лохотрон. Недалеко от них пан-охотник гоняет лису, однако его псы не могут ее догнать; парень, которого Ох научил еще и магии, превращается в охотничьего пса и догоняет лису. После чего папаша продает сына в форме пса охотнику за 300 рублей. Сын, естественно, убегает от охотника и возвращается к отцу.
Смотрите также: Колдовство и жестокое отношении с животными. Сказка «Соломенный бычок»
Почувствовав вкус халявы, папаша начинает причитать, что денег хватит только хозяйство завести да избу подчинить. Впоследствии комбинаторы проворачивают свой лохотрон еще раз.
Подойдя к ярмарке, сын предлагает развести кого-нибудь по-крупному и обращается статным конем, предупредив, что продать его нужно только без уздечки. Однако тут находит коса на камень. Превратившийся цыганом Ох покупает коня и выторговывает у алчного папаши уздечку, после чего уносится в свой лес. При этом довольный отец уходит с деньгами (не зная, что это был Ох, а не цыган) и, судя по всему, больше не беспокоится о дальнейшей судьбе сына. По крайней мере, в сказке этого не указано.
Впоследствии парень бежит от Оха, превращаясь в разных существ. В один из моментов беглец обращается красивым перстнем, который находит стирающая в реке вещи царевна. Ну, знаете, обычное для средневековья дело – вышла царевна одежку на реку постирать.
Ох пытается выпросить перстень, однако в итоге остаётся ни с чем, а в возникшего парня царевна сразу же влюбляется. Заканчивается все, естественно, свадьбой.
Сложно сказать, чему может научить такая сказка. Главный герой лентяй и бездельник, не приложил ни малейшего усилия, чтобы измениться. Человека из него, по сути, сделали магическим путем. При этом, обретя ум, силу и кое-какие магические способности, парень начал зарабатывать деньги обманом, проворачивая действия, именуемые в наши дни лохотроном или разводом. В итоге все, что герой получает в ходе сказки – ум, силу, сверхъестественные способности, жену-царевну, является не наградой за какие-либо его добрые дела или положительные качества, а просто является подарком судьбы. То же можно сказать и об отце, сначала пытающемся перекинуть свой педагогический провал на чужие плечи, затем только благодаря чуду, встрече со стариком, возвращающим его обратно. При этом при первой возможности заработать сотню-другую рублей горе-папаша забывает про наставления сына и сплавляет его, что называется, с потрохами.
Данная украинская народная сказка является скорее интересной историей, не несущей какой-либо полезной для развития ребенка нагрузки. С моей же точки зрения, как человека, имеющего какое-никакое педагогическое образование, заложенные в сказке концепции не только не полезны, но и вредны для формирующейся личности. Впрочем, читать ли своим детям данную сказку, каждый решает сам.