Береста Факты и события Новгородские берестяные грамоты и варяжский вопрос

Новгородские берестяные грамоты и варяжский вопрос

“Варяжский вопрос” — одна из самых спорных теорий возникновения Древнерусского государства. Историки по сей день делятся на две группы: сторонников норманнской теории и ее противников. Примечательно, что обе стороны используют достоверные факты в защиту своей точки зрения, поэтому однозначно определить какая из них является более правдивой на данный момент не представляется возможным.

Призвание Варягов на Русь

Легендарная летопись “Призвание Варягов” была написана одним из киевских летописцев только в 11 веке, на тот момент на Руси стали активно заниматься составлением полноценной истории своего народа. В летописи описывается, как славяне призвали скандинавов править на Русь, на просьбу откликнулись трое братьев: Рюрик, Трувор и Синеус, каждый из них сел княжить в отдельном городе. Рюрик приехал в Новгород, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборск.

Описание самой легенды существенно похоже на классическое народное сказание, вероятно, в процессе его передачи “из уст в уста” детали истории могли быть изменены или утрачены. Однако скандинавы действительно присутствовали на территории Руси еще с 8 века — купцы и ремесленники, воины. В 9 веке династия Рюриковичей начинает правление территориями, населенные славянами. Все эти факторы дошли до летописцев только к 11 веку, которые и записали их как единую историю.

Интересный факт — первая новгородская летопись напрямую отождествляет “Варягов” с жителями Новгорода, об этом написано — “Новгородские люди происходят от рода Варяжского”. При этом другая летопись “Повесть временных лет” утверждает, что “Варяги” проживали на территориях от Балтийского моря до Волжской Булгарии, в ареале этих территорий находится Новгород.

Скандинавские имена в новгородских берестяных грамотах

Сохранилось немалое количество берестяных грамот, большая часть которых представляет собой бытовые записи, которые вели люди того времени. Для оценки влияния скандинавов на Русь историки ищут и считают упоминания скандинавских имен в грамотах, а также социальное положение их владельцев на Руси того времени.

В грамоте под номером 181 упоминается имя Дробн, в то же время в грамоте №526 перечислены должники: Живобуд, Нежко, Негорад, дрозд, Хрипан, Азгут.


В берестяной грамоте №912 упоминаются имена Хотен и Свень. Из всех имен этнически скандинавскими считаются только Свень и Азгут, что позволяет сделать вывод о малом присутствии скандинавов среди общего числа народа. Особое внимание следует обращать на социальное положение носителей этих имен: человек с именем Азгут записан в грамоте в качестве должника одного из местных кредиторов, Свень записан в грамоте в качестве посыльного, который передавал информацию и предметы между людьми с именами Людослав и Хотен.

Эта статистика позволяет определить, что в 11 веке скандинавы не оказывали существенного влияния на Русь. Более того, в большинстве случаев они представляли собой обычных людей, не относящихся к привилегированным группам. Большая часть скандинавов попадала на Русь в процессе путешествия по торговому пути “Из Варяг в Греки”, некоторые из них оставались жить на Руси насовсем, постепенно ассимилируются с местным населением. По этому пути большое количество скандинавских воинов отправлялись служить в качестве наемной охраны восточных правителей. После 13 века торговый путь “Из Варяг в Греки” утратил свою актуальность из-за открытия другой торговой артерии, а также из-за появления постоянных распрей между русскими князьями, желающими контролировать торговые пути. Из-за этого скандинавы стали реже проходить через Русь в восточные страны.

По мнению академика В.Л. Янина,  многие находки раскопок, которые велись на Городище в 3 км от Новгорода, там, где находилась княжеская резиденция, связаны с пребыванием  варяжской дружины. Это доказывает реальность самого акта призвания скандинавского князя. Реконструкция условий этого приглашения была сделана на основании совокупного анализа сведений о договорах с князьями и текстов берестяных грамот.

Во-первых, князь, княгиня, княжеские дружинники и бояре не имели права владеть (на основе частной  собственности) вотчинами на территории Новгородской земли. Князь был как бы приглашенный чиновник на жалованье. Во-вторых, князь и его присные не имели права самостоятельно собирать государственные подати. Сборы проводили сами новгородские бояре, и часть их выделялась князю в качестве жалованья.

Все это говорит о том, что скандинавы, хотя и не оказывали существенного влияния на Русь, играли определенную роль в политической и экономической жизни того времени. Однако, чтобы полностью понять роль и влияние варягов на формирование государственности и культуры Древней Руси, необходимо рассматривать и другие источники, такие как хроники, археологические находки и лингвистические исследования. Они позволяют получить более полную картину о варяжском присутствии на Древней Руси и его влиянии на развитие русской цивилизации.

Берестяные грамоты по номерам можно посмотреть на сайте gramoty.ru

Related Post

Бог ПерунБог Перун

Славянская мифология, так же, как и греческая или египетская имела своих божеств. Одним из таких Богов, которых почитали славяне в старину был Перун: Бог громовержец, покровитель дружины и справедливости. Сын

Киевская Русь – вымышленное государство?Киевская Русь – вымышленное государство?

О средневековом государстве, именуемом Киевской Русью, слышал, пожалуй, каждый. Данное словосочетание вызывает у читателя образ некого обширного централизованного государства с князем во главе и столицей в наиболее важном и крупном

Присоединение Твери к Московскому княжествуПрисоединение Твери к Московскому княжеству

Период борьбы Москвы и Твери за первенство представлял собой длинную серию конфликтов между этими двумя соперничающими княжествами, продолжавшуюся более 100 лет. Поводом конфликта выступали каждый раз разные вещи, но причиной