Береста Факты и события Русским народным сказкам более 10 тысяч лет?

Русским народным сказкам более 10 тысяч лет?

Сказки как одна из форм народного творчества присуща каждому народу. Русские сказки формируют целый пласт произведений, заключающих в себя как отголоски исторической реальности, так и воплощения определенных психологических архетипов, воззрений, представлений о морали. Однако, не вдаваясь в философские размышления, сегодня мы попробуем ответить на вопрос – когда появились русские сказки?

Сразу стоит отметить, что вплоть до XVII века русские сказки являлись устным творчеством, передаваемым от человека к человеку. Пожалуй, самой древней записанной народной сказкой можно назвать «О поселенине и медведице», датированной XVI веком. Впрочем, назвать данное произведение сказкой в привычном нам понимании можно с трудом. Скорее это юмористический рассказ о том, как главный герой решил полакомиться медом диких пчел, застрял в дупле, выбрался же, уцепившись за пришедшую к этому месту медведицу.

От XVII века до нас доходит еще две сказки, одним из действующих лиц коих является Иван IV (Грозный). Настоящий же бум сбора и публикации народного творчества происходит во второй половине XVIII века. В это время русские сказки публикует педагог из Санкт-Петербурга Николай Курганов, литераторы Сергей Друковцов, Василий Левшин, Петр Тимофеев и прочие.

Всего к началу XIX века было опубликовано более 50 образцов народного творчества. Самым известным и наиболее полным сборником стали «Народные русские сказки» от собирателя фольклора Александра Афанасьева. Впервые сборник был выпущен в 1855 году и впоследствии неоднократно переиздавался. В состав данного труда вошли почти две сотни произведений.

Впрочем, представленные выше даты хоть и познавательны, но не отвечают на главный поставленный вопрос, не позволяют непосредственно понять время возникновения рассматриваемой формы творчества.

Из текста большинства сказок, описания действующих персонажей очевидна их связь с язычеством. Ярким примером является водяные, лешие, кикиморы и другие воплощения духов, а также множество примеров разнообразных магических практик и заколдованных вещей. При этом волшебство и заколдованные вещи не предстают как нечто однозначно плохое, что не соответствует христианскому мировоззрению.

Смотрите также: Причины Русско-турецкой войны 1768-1774 гг

Очевидно, что с течением времени сказки менялись, так, например, даже советские экранизации отличаются даже от записанных в XIX веке сюжетов. Вызвано это не столько желанием как-то исказить историю, сколько потребностью адаптации к современной морали. Средневековые сказки в оригиналах, не важно русские или западноевропейские, зачастую предстают даже взрослому человеку как достаточно жестокие произведения, некоторые моменты которых способны повергнуть в шок.

Языческие корни, запечатлённые в сказках, недвусмысленно намекают на их происхождение как минимум со времен раннего средневековья. Так как многое в народном творчестве восточных, западных и южных славян перекликается либо имеет прямые аналогии, можно предположить, что русские сказки являются одним из вариантов творчества праславян, возникшего еще до разделения V-VII века.

Очевидно, что сюжеты народного творчества с небольшими изменениями, но передавались из поколения в поколение, однако где искать начальную точку. Обычно этой начальной точкой считают возникновение того или иного народа, впрочем, народы по большому счету не рождаются из вакуума, а происходят от живших на этой местности или пришлых людей. С вышесказанным вполне согласуются предположения академика Бориса Рыбакова, высказанные еще в 1981 году, что ряд таких сказочных созданий как хоботистое «Чудо-Юдо» или «Змей Горыныч», как и любое другое часто встречаемое в сказках огромное создание, с которым сражается главный герой, является мамонтом. Сам же архетипический образ сражения с неким огромным противником является отражением охоты на мамонта или иного зверя ледникового периода.

Могли ли сюжеты народного творчества палеолита воплотиться в образах русских и других европейских сказок? Тут стоит отметить, что с одной стороны от палеолита нас отделяет более 10 тысяч лет. С другой стороны, от заселения Европы людьми до конца палеолита прошло около 30 тысяч лет, за это время сменилось примерно 1200 поколений, живущих преимущественно охотой на крупных, в большинстве своем вымерших животных. Очевидно, что у людей, которые, к слову, физиологически от нас не отличались, была своя культура, которая не могла просто исчезнуть. Кто знает, возможно, многие из преображённых до неузнаваемости древних сюжетов мы и называем сказками.

Related Post

Почему «Велесова книга» явная подделкаПочему «Велесова книга» явная подделка

Велесова книга является одним из фундаментов современного неоязычества, заполняя собой огромный вакуум знаний о язычестве славян. Так или иначе, но до 90% информации на всевозможных сайтах, посвященных языческой, славянской тематике,

Древнейшая крепость РусиДревнейшая крепость Руси

Средневековье без преувеличения было временем войн, столкновений, постоянной борьбы за территорию. Неудивительно, что такое фортификационное сооружение, как крепость, появляется на Руси одновременно с оформлением государственности. Похожие записи: Смутное время: хронология

История скифов КрымаИстория скифов Крыма

Первыми учениками греков оказались скифы. И даже столицу своего последнего царства — Неаполь Скифский — Керменчик (это в черте нынешнего Симферополя) они устроили в подражание хорошо им известным греческим городам: