Береста Факты и события Три столпа древнерусской медицины

Три столпа древнерусской медицины

Первые представления о болезнях и способах их лечения появляются еще в каменном веке. С течением времени человечество накапливало опыт использования тех или иных продуктов растительного, животного происхождения, минералов при разнообразных заболеваниях. Накопленный опыт трансформировался в народную или, как ее еще называют, традиционную медицину.

Знахари

Говоря о медицине древнерусского государства Киевской Руси большинство представляет живущего в избе старца — волхва, знахаря, ведуна. Или же пожилую женщину – ведунью (ведьму). Множественные обрывочные упоминания в древних письменных источниках и этнографические исследования подтверждают существование подобных представителей народной медицины, традиции коих в той или иной форме дошли практически до наших дней. Как правило, древнерусское знахарство являлось сочетанием традиционной медицины, опирающейся на приготовление всевозможных отваров, зелий и языческих обрядов.

Знахари и волхвы в Древней Руси при лечении болезней использовали различные методы, основанные на их верованиях и магических практиках. Они верили в силу слова и магические свойства определенных предметов. Одним из основных методов было произношение заговоров и молитв, которые считались способными исцелить. Знахари использовали также различные травы и растения для приготовления настоек, отваров и мазей, их считали лекарственными. Также они создавали амулеты и талисманы, которые считались магическими предметами, способными защищать от болезней и привлекать исцеление. Волхвы могли применять массажные техники и манипуляции для восстановления энергетического баланса в организме и стимуляции самоисцеления. Также проводились различные обряды и ритуалы, связанные с лечением болезней, такие как купания, курение трав или процессы очищения. Но важно отметить, что эти методы были частью верований и культуры Древней Руси и не имеют научного подтверждения.

Впрочем, сводить медицину Руси только к ведунам и ведуньям в корне неверно, существовало еще две категории лекарей.

Лекари

В городах Руси оказание медицинской помощи являлось одним из распространенных ремесел. Право лечца (лекаря) брать вознаграждение за свой труд закреплено в древнейшем сборнике древнерусских правовых норм – «Русской правде». Лечцы, как и другие ремесленники передавали свои знания и умения из поколения в поколение. В отличии от ведунов, знахарей, лекари-ремесленники в большей степени опирались не на обрядовую составляющую, а на действие тех или иных растительных или животных компонентов, проводили простые хирургические вмешательства, вправляли кости. Принимали больного как у себя, так и на дому пациента. В такой летописи, как «Житии Варлаама Хутынского», говорится о весьма и весьма высокой стоимости предлагаемых светскими лекарями медицинских услуг.

В другой рукописи «Изборник Святослава», которая было создана в Киевской Руси в XI веке, содержится множество различных советов и наставлений по разным областям жизни, включая медицину. В частности, там упоминаются лечцы-резалники, которые представляют собой своего рода медицинских специалистов. Они занимались лечением различных ранений и травм, включая резания и порезы.

В Древней Руси, в XI-XVI веках, медицинскими знаниями обладали народные врачи-ремесленники. Они передавали свой практический опыт из поколения в поколение и основывались на наблюдениях и опыте русского народа, а также на методах врачевания различных племен, населяющих русское государство. Однако их практика была доступна только состоятельным слоям населения.

Городские лекари занимались продажей лекарств. Главным образом, это были лекарства растительного происхождения, и использовались десятки видов лечебных растений. Археологические находки свидетельствуют о богатом разнообразии лекарственных растений на русской земле, которые использовались в лечебных целях. Это отмечали также западно-европейские писатели. В некоторых случаях использовались растения, неизвестные в Западной Европе.

Также стоит упомянуть, что в медицинских знаниях были некоторые влияния из Армении, Грузии и народов Средней Азии, которые имели широкое распространение еще в первобытно-общинном и рабовладельческом строе. Экономические и культурные связи с Византией, Правом, Арменией, Грузией и Средней Азией способствовали распространению медицинских знаний в Киевской Руси. Врачи приезжали в Киев из разных мест, например, из Сирии и Армении, включая опытного врача, который лечил князя Николая Черниговского.

Монахи

Помимо разнообразных ведунов и светских лекарей-ремесленников существовал и третий столп древнерусской медицины. С принятием христианства на Руси появляются монастыри. И именно в монастырях возникают первые больницы. Древнейшие монастырские больницы появляются в конце 11-го века в Переяславле и Новгороде. Монахи в своей практике использовали методы традиционной медицины, в том числе почерпнутые из греческих рукописей в сочетании с молитвами. Немаловажным был фактор доступности такой медицины: оказываемая при монастырях помощь была полностью бесплатной.

Монастырская медицина в Древней Руси играла важную роль в обеспечении здравоохранения населения. Сведения о деятельности врачей в Киевской Руси содержатся в различных источниках, таких как летописи, юридические акты, уставы и другие письменные памятники того времени.

Введение христианства в Киевскую Русь привнесло новые влияния в развитие древнерусской медицины. Православная религия, заимствованная из Византии, установила связь между церквями и монастырями с лечением. Устав великого князя Владимира Святославича, который был создан в конце X или начале XI века, устанавливал положение врача в обществе, относя его к «людям церковным, богадельным». Этот устав также определял правовое положение лечцов и медицинских учреждений, подчиняя их церковному суду. Таким образом, церковь имела надзор над медицинской практикой.

В «Русской правде», своде юридических норм Киевской Руси, которая была составлена в XI-XII веках, закреплялось право медицинской практики и устанавливалась законность взимания платы за лечение. Это означало, что медики имели право получать определенную плату за свои услуги. Законы «Устава Владимира» и «Русской правды» сохраняли свою силу на протяжении длительного времени и входили в большинство законодательных сборников.

Таким образом, монастырская медицина в Древней Руси была тесно связана с церковью и имела правовую поддержку. Монастыри выполняли важную роль в обеспечении медицинской помощи населению и предоставляли место для лечения и ухода за больными. Врачи и лечцы, работавшие в монастырях, имели выделенное положение в обществе и подчинялись церковному надзору. Монастырская медицина в Древней Руси была одним из важных элементов системы здравоохранения и оказывала значительное влияние на развитие медицины в этом периоде.

Подводя итог, можно сказать, что древнерусская медицина опиралась на три столпа. Первым являлись всевозможные ведуны, практикующие методы традиционной медицины и языческие обряды. Вторым столпом являлись светские (мирские) врачи-ремесленники. Третьим – монахи, совмещающие традиционную медицину с христианскими духовными практиками.

Related Post

Псковская судная грамота: общая характеристика и суть документаПсковская судная грамота: общая характеристика и суть документа

Законодательство на Руси формировалось веками и изменялось в зависимости от действующего правителя, положения знати, социально-экономических отношений внутри страны, внешних политических и экономических связей и других факторов. В большей степени оно

Древнейшая крепость РусиДревнейшая крепость Руси

Средневековье без преувеличения было временем войн, столкновений, постоянной борьбы за территорию. Неудивительно, что такое фортификационное сооружение, как крепость, появляется на Руси одновременно с оформлением государственности. Похожие записи: Смутное время: хронология

Какие виды преступлений предусматривала Псковская Судная грамота?Какие виды преступлений предусматривала Псковская Судная грамота?

Во времена раздробленности Руси стали появляться феодальные республики, одной из которых был Псков. Город жил за счёт торговли, поэтому ему жизненно был необходим свод законов для нормального регулирования гражданско-правовых отношений