Береста Факты и события Кому на Руси жить хорошо: древнерусские сословия

Кому на Руси жить хорошо: древнерусские сословия

Сложно сказать, когда именно у восточных славян произошло разделение на сословья, однако уже к IX веку общество перестает быть относительно однородным, расслаивается на высшее, среднее и зависимое население.

В одной из своих поэм известный русский поэт и писатель Николай Некрасов задается вопросом: «Кому на Руси жить хорошо?» Несмотря на то, что поиски счастливого человека оказываются более сложной задачей, нежели представляли герои, мы попробуем перенести этот же вопрос на древнерусское время. Впрочем, для начала следует обозначить критерии хорошей жизни. Очевидно, что количество материальных благ не может быть единственным критерием благополучия. Так, князь, будучи, по сути, владельцем тех или иных земель, имел, как правило, наилучшее материальное положение и наивысший статус в обществе.

Однако было бы наивно полагать, что князь это некто, находящийся в постоянных пирах и состоянии праздности. Возможно, такие тоже были, но долго они не задерживались. На княжеское место и земли претендовали как представители других народов, так и непосредственные соседи, родственники. Необходимость решать внутренние и внешние проблемы княжества, участвовать в постоянных судебных разбирательствах – представительствовать на гласном суде, при этом постоянно опасаясь потерять свое место, зачастую с жизнью, вряд ли позволяют назвать такую жизнь однозначно хорошей и благополучной.

Достаточно обеспеченной на Руси являлась также относящаяся к высшему сословию дружина. В XI-XII веках происходит разделение на старшую и младшую дружину. Однако согласно сборнику правовых норм Руси «Русской правды» даже жизнь представителя младшей дружины оценивалась в восемь раз дороже, нежели крестьянина, вира (штраф) же за представителя старшей дружины была в 16 раз больше.

Сложно сказать, каким был доход дружины: известно, что состоял он из постоянной части – оклада и бонусов, коими выступало добытое в походах добро. В целом русские ратники не бедствовали, но за свое положение необходимо было расплачиваться, постоянно рисковать жизнью, порой покидать родные земли на многие месяцы. Дружина на Руси была одной из лазеек, позволяющей простому человеку в случае наличия особых талантов пробиться в высокое сословие. Впоследствии некоторые из приблизившихся к князю дружинников могли даже стать боярами.

Бояре, или как их еще называли – вельможи, являются, пожалуй, главными претендентами на звание людей, которым на Руси жилось хорошо. Чаще всего боярин являлся управителем административной единицы – погоста, который был его наследственной землей – вотчиной. По сути боярин, как и европейский рыцарь, являлся феодалом, однако, в отличие от последнего, не был обязан нести воинскую службу. В определенном смысле древнерусские бояре считались прообразом появившихся с конца XV века помещиков.

Смотрите также: Скрытая опасность средневековой посуды

Жизнь боярина была гораздо размеренной, нежели у князя. К слову, на последнего ложились обязанности по обеспечению безопасности погостов на территории княжества, боярин же за это выплачивал князю часть полученного с земель дохода.

Помимо древнерусских феодалов – бояр, относительно неплохо во все времена жили успешные представители купечества и духовенства. В целом для людей незнатного происхождения основным способом обеспечить себе более высокий материальный уровень являлось освоение того или иного ремесла. При этом, чем сложнее было ремесло и чем более искусен в нем ремесленник, тем выше его доход и социальное положение в обществе. Так, к примеру, к уважаемым и в то же время высокооплачиваемым ремеслам относились медицина и осуществляющие ее услуги лечцы (лекари). Высок был статус кузнецов-оружейников, ювелиров – златорей, серебряников.

Впрочем, подавляющее большинство население Руси составляли люди, именуемые не самым приятным для современного уха словом – смерды. Под смердами подразумевали крестьян, которые в ходе развития феодальных отношений проделали путь от свободных общинников-земледельцев до зависимых от владеющего землями феодала – князя или боярина.

Жизнь крестьян всегда была трудной, и средние века, как и более позднее время, не были исключением. Однако еще в более сложном, нежели смерды, положении находились полностью зависимые люди: челядь или же холопы, а также закупы, рядовичи. Все перечисленные категории по той или иной причине находились в полной зависимости от владельца, который мог в любой момент убить холопа, за что, согласно «Русской правде» не должен был даже вносить виру – штраф. Холоп также мог быть продан, и его положение в обществе особо не отличалась от категории раба.

Подводя итог, можно отметить, что к IX-X веку общество Руси расслаивается на сословия, классы. На смену периода относительной социальной однородности приходит период социального неравенства, когда изрядная доля материальных благ оседает в руках феодалов, на определенный, высокий по средневековым меркам уровень материального благополучия могли рассчитывать мастера сложных ремесел, торговцы и духовенство, большая же часть населения – крестьянство находилось в достаточно бедном положении, выполняя в экономике роль тягловой лошади, что впрочем свойственно не только для Руси, но и для любого средневекового государства.

Related Post

Присоединение Финляндии к РоссииПрисоединение Финляндии к России

Присоединение к России – один из самых важных моментов в финской истории. Именно отрыв от шведского влияния спровоцировал рост национального самосознания, интерес к своей истории, культуре, языку. Похожие записи: Откуда

Псковская судная грамота: общая характеристика и суть документаПсковская судная грамота: общая характеристика и суть документа

Законодательство на Руси формировалось веками и изменялось в зависимости от действующего правителя, положения знати, социально-экономических отношений внутри страны, внешних политических и экономических связей и других факторов. В большей степени оно

Зачем поляки выдумали «монголо-татарское иго на Руси»?Зачем поляки выдумали «монголо-татарское иго на Руси»?

Никогда не интересовался монголо-татарами и их игом на Руси, которым мне прожужжали все уши еще в школе на уроках истории. Ну, я считал это как-то само собой разумеющееся, относящееся только