Еще до появления и развития астрономии люди понимали насколько важно солнце для жизни на земле. Они не только составляли календари для посадок растений, но и поклонялись светилу.
Так, у славянского народа было даже четыре бога солнца:
- Ра – управлял солнечной колесницей до тех пор, пока не устал и не превратился в реку Ра (сейчас называется Волгой);
- Хорс – сын и приемник Ра;
- Даждьбог был прародителем всех русских князей и даровал людям солнечный свет;
- Ярило – олицетворял начало весны и жизни в целом.
Ярило был самым молодым из всех почитаемых богов у славян. Но несмотря на это, он был чуть ли не самым любимым и почитаемым. Ведь на Руси зима была самым трудным временем года и люди с нетерпением ждали, когда она закончится.
Когда же Ярило приходил на землю со своей возлюбленной Лелей (вестницей весны), то природа как бы возрождалась после длительной спячки. А вместе с землей просыпались самые светлые и чистые мысли у людей.
Мифы о боге весеннего солнца
Ярило олицетворял не только весеннее солнце, но и чувства страсти. Это следует из легенды происхождения бога. Когда-то лучшие друзья Перун и Велес влюбились в одну и ту же богиню – Диву-Додолу. Получив предложение от обоих, она отдала свое предпочтение громовержцу.
Однако недаром Велес считался самым мудрым, он превратился в магический цветок, чья загадочная красота и аромат покорили сердце богини. Результатом произошедшего свидания стал их сын – Ярило.
И весь его образ пропитан этой любовью и страстью. Так, писатель-этнограф Павел Древлянский описал его как: молодого светлоглазого с золотистыми кудрявыми волосами юношу, который едет в белой мантии на таком же белом коне. Его голову украшает венок из самых ярких весенних цветов, а в руках — пучок колосков. И где бы ни проехал Ярило – везде будет замечательный урожай, на кого бы ни взглянул, тот обязательно влюбится.
Это одна из способностей, которую юноша получил в наследство от матери. Но и от Велеса Ярило унаследовал важные мужские качества и способность перевоплощаться в животных.
По этому мифу Ярило мог стать любым животным, каким только пожелает. Но чаще всего он облачался волком, чтобы бегать по лесу. Именно поэтому бога называли еще и «Волчьим пастырем». Пастухи и владельцы просили защиты у Ярилы от нападений диких лесных животных и рисовали обережные символы на амбарах и воротах.
Еще одна легенда рассказывает, что Ярило считали и богом Плодородия. Когда-то давно славянский народ не умел пахать и выращивать крупы. А в это время юный бог путешествовал по иноземным краям. В одном племени его угостили свежеиспеченной лепешкой. И ему так понравилось, что он решил научиться всему процессу: от обрабатывания почвы до замеса и выпечки теста. Освоив данное ремесло, Ярило вернулся на родину и передал свои знания своему народу. Так славяне научились выращивать зерно и получать муку.
Обереги и подношения
Как уже упоминалось ранее, славяне зачастую рисовали на дверях амбаров защитные обереги – яровики. Этот символ выглядел как солнце с четырьмя лучами, слегка загнутыми в одном направлении. По лучу на каждого бога – представителя солнца.
Символ делали и в виде украшения. Существовало мнение, что этот оберег содержит в себе частицу силы бога, которая подарит сил хозяину, наделит смелостью, решимостью и очистит от скверных мыслей.
Чтобы задобрить Ярилу славяне преподносили ему кашу, мед, блины, зерно и яйца.
Праздники, посвященные этому солнечному богу, были настолько любимыми славянским народом, что даже по истечению столетий их отголоски встречаются и в наши дни.
Так, в своей книге «Язычество как оно есть» от 1897 года А. С. Фаминцын рассказывает, что хоть сейчас день летнего солнцестояния и носит название «Купало», раньше праздник именовался Ярилиным.
И это не спроста, ведь славяне провожали Ярило именно в 20-х числах июня: сжигали соломенную куклу и пекли блинчики. После пепел рассеивали по полям, чтобы затем бог набрался сил от земли и вернулся по весне. И встречали в это же время другого – Купалу, который олицетворял собой жаркое лето.
Из всего этого следует, что вера в Ярило была настолько сильна у славян, что даже после крещения Руси и гонений язычников, отголоски ее сохранились.