Site icon Береста

Русским народным сказкам более 10 тысяч лет?

Сказки как одна из форм народного творчества присуща каждому народу. Русские сказки формируют целый пласт произведений, заключающих в себя как отголоски исторической реальности, так и воплощения определенных психологических архетипов, воззрений, представлений о морали. Однако, не вдаваясь в философские размышления, сегодня мы попробуем ответить на вопрос – когда появились русские сказки?

Сразу стоит отметить, что вплоть до XVII века русские сказки являлись устным творчеством, передаваемым от человека к человеку. Пожалуй, самой древней записанной народной сказкой можно назвать «О поселенине и медведице», датированной XVI веком. Впрочем, назвать данное произведение сказкой в привычном нам понимании можно с трудом. Скорее это юмористический рассказ о том, как главный герой решил полакомиться медом диких пчел, застрял в дупле, выбрался же, уцепившись за пришедшую к этому месту медведицу.

От XVII века до нас доходит еще две сказки, одним из действующих лиц коих является Иван IV (Грозный). Настоящий же бум сбора и публикации народного творчества происходит во второй половине XVIII века. В это время русские сказки публикует педагог из Санкт-Петербурга Николай Курганов, литераторы Сергей Друковцов, Василий Левшин, Петр Тимофеев и прочие.

Всего к началу XIX века было опубликовано более 50 образцов народного творчества. Самым известным и наиболее полным сборником стали «Народные русские сказки» от собирателя фольклора Александра Афанасьева. Впервые сборник был выпущен в 1855 году и впоследствии неоднократно переиздавался. В состав данного труда вошли почти две сотни произведений.

Впрочем, представленные выше даты хоть и познавательны, но не отвечают на главный поставленный вопрос, не позволяют непосредственно понять время возникновения рассматриваемой формы творчества.

Из текста большинства сказок, описания действующих персонажей очевидна их связь с язычеством. Ярким примером является водяные, лешие, кикиморы и другие воплощения духов, а также множество примеров разнообразных магических практик и заколдованных вещей. При этом волшебство и заколдованные вещи не предстают как нечто однозначно плохое, что не соответствует христианскому мировоззрению.

Смотрите также: Причины Русско-турецкой войны 1768-1774 гг

Очевидно, что с течением времени сказки менялись, так, например, даже советские экранизации отличаются даже от записанных в XIX веке сюжетов. Вызвано это не столько желанием как-то исказить историю, сколько потребностью адаптации к современной морали. Средневековые сказки в оригиналах, не важно русские или западноевропейские, зачастую предстают даже взрослому человеку как достаточно жестокие произведения, некоторые моменты которых способны повергнуть в шок.

Языческие корни, запечатлённые в сказках, недвусмысленно намекают на их происхождение как минимум со времен раннего средневековья. Так как многое в народном творчестве восточных, западных и южных славян перекликается либо имеет прямые аналогии, можно предположить, что русские сказки являются одним из вариантов творчества праславян, возникшего еще до разделения V-VII века.

Очевидно, что сюжеты народного творчества с небольшими изменениями, но передавались из поколения в поколение, однако где искать начальную точку. Обычно этой начальной точкой считают возникновение того или иного народа, впрочем, народы по большому счету не рождаются из вакуума, а происходят от живших на этой местности или пришлых людей. С вышесказанным вполне согласуются предположения академика Бориса Рыбакова, высказанные еще в 1981 году, что ряд таких сказочных созданий как хоботистое «Чудо-Юдо» или «Змей Горыныч», как и любое другое часто встречаемое в сказках огромное создание, с которым сражается главный герой, является мамонтом. Сам же архетипический образ сражения с неким огромным противником является отражением охоты на мамонта или иного зверя ледникового периода.

Могли ли сюжеты народного творчества палеолита воплотиться в образах русских и других европейских сказок? Тут стоит отметить, что с одной стороны от палеолита нас отделяет более 10 тысяч лет. С другой стороны, от заселения Европы людьми до конца палеолита прошло около 30 тысяч лет, за это время сменилось примерно 1200 поколений, живущих преимущественно охотой на крупных, в большинстве своем вымерших животных. Очевидно, что у людей, которые, к слову, физиологически от нас не отличались, была своя культура, которая не могла просто исчезнуть. Кто знает, возможно, многие из преображённых до неузнаваемости древних сюжетов мы и называем сказками.

Exit mobile version