В истории Древнерусского государства немало легендарных личностей, которые вызывают дискуссии в научной среде. Одной из таких фигур является князь Гостомысл. Кто он такой? Посадник, воин или новгородский князь – этот вопрос будоражит умы современных историков.
Гостомысл в древнерусских летописях
Многие учёные убеждены, что фигура Гостомысла вымышлена, однако находятся те, кто считает ровно наоборот. Достоверных сведений о Гостомысле не так много, что порождает бесконечные споры о нём.
В ранних летописях отсутствуют упоминания о Гостомысле. Пожалуй, он один из немногих персонажей Древней Руси, о котором молчат источники.
Сведения о Гостомысле встречаются в поздних новгородских летописях XV – XVI веков. В этот период времени новгородские летописи стремились возвысить роль Новгорода и подчеркнуть его важность в формировании древнерусской государственности.
Многие летописные своды относятся ко времени, когда Новгород претендовал на независимость от Москвы. Помимо летописей имя Гостомысла фигурирует в «Сказании о князьях Владимирских» XVI века и «Сказании о Словене и Русе» XVII века. Однако эти источники явно носят политический окрас.
Сведения о Гостомысле в трудах Татищева
Огромную роль в выведении Гостомысла на историческую арену сыграл выдающийся историк – Василий Татищев. Он же являлся противником Норманнской теории возникновения Древнерусского государства.
Именно этот ученый писал о Гостомысле, как о реальной исторической личности, и выдвинул теорию происхождения от него Рюрика и ранних правителей Новгорода. В своих трудах Татищев ссылался на Иоакимовскую летопись, которая однако не сохранилась до наших дней.
Отрывки этой летописи известны только в трудах самого Татищева, что наталкивает на мысль о фальсификации. Некоторые современные историки уверены, что Татищев все же ссылался в своих работах на реальный исторический источник.
Итак, если исходить из обрывочных сведений, то Гостомысл – это новгородский старейшина или посадник. Достоверных сведений о предшественниках Рюрика нет, но татищевские рассуждения говорят о том, что Гостомысл и был тем князем, который призвал Рюрика.
Если верить Татищеву, то у Гостомысла было 4 сына, которые погибли, а все дочери были отданы замуж. И вот, умирающий Гостомысл пригласил сына средней дочери Умилы на новгородский престол.
Татищев описывает сон Гостомысла, в котором тот увидел как из чрева его дочери рождается мощное ветвистое дерево. Старейшины истолковали этот сон как знак о сильной будущей династии.
Сведения иностранных источников
Сведения о Гостомысле существуют и в иностранных источниках. К ним относятся Фульдские анналы и Ксантенские анналы. В них упоминается некий ободритский «король» — Gostomuizli.
Схожесть по звучанию с именем Гостомысл натолкнуло историков на лагерь о том, что этот один и тот же правитель. Возможно, это всего лишь совпадение. Однако имя достаточно редкое, поэтому не стоит сбрасывать со счетов эту версию.
Эти хроники повествуют о том, что этот князь под именем Гостомысл оказал сопротивление Людвигу Немецкому. Западноевропейские хроники сообщают, что этот правитель погиб в 844 году. Возможно, он ушел в земли восточных славян и осел в Новгороде. Похожее имя фигурирует и в латинских хрониках.
Данные археологии
Археологические данные являются более объективными для установления истины. В Новгороде на сегодняшний день не обнаружен культурный слов ранее 930-х годов. Однако на Рюриковом городище имеются находки более раннего времени.
Таким образом, личность Гостомысла является спорной в исторической науке. Данные западноевропейских источников наталкивают на мысль о возможном существовании этот исторического персонажа, но объективных доказательств этому нет.