С мечами связано множество мифов и сказаний седой старины.Являясь не просто оружием, а настоящим символом эпохи, им порой приписывали сверхъестественные способности, давали имена.
Впрочем, сегодня речь пойдет не об одном из обретших имя клинков типа Экскалибура или Щербеца, а о такой запечатленной в русском фольклоре отдельной категории как кладенцы.
Название меча-кладенца восходит к слову «клад», которое, в свою очередь, обозначает нечто положенное, спрятанное. В русских сказках и былинах можно насчитать как минимум двенадцать обладателей подобных артефактов. Как правило, они было не изготовлены, а обнаружены под огромной головой, камнем, плитой.
Интересен в этом контексте тот факт, что меч был весьма дорогостоящим и достаточно редким явлением на Руси, большая часть из немногих найденных археологами образцов была произведена за пределами древнерусского государства. Кроме того, холодное оружие, в отличие от драгоценных металлов, монет, сложно отнести к предметам, которые прятали в тайники, зарывали в грунт.
Обнаружение столь ценного и для своего времени технологически сложного вооружения в случайном месте – событие с практически мизерной вероятностью. Однако существовали на Руси места, где мечи в буквальном смысле лежали в земле, и были это не поля сражений, с коих практически все уносили победители, а древние курганы, грунтовые могильники.
Читайте также: Змей Горыныч – один из богатырей?
Сложно определить, когда возник обычай хоронить воинов с военным инвентарем, но древнейший из найденных в мире мечей, бронзовый клинок из Адыгеи, датированный 4-м тысячелетием до нашей эры, обнаружен как раз в одном из погребальных комплексов.
С короткими мечами – акинаками свою знать хоронили скифы, с более длинными, кавалерийскими клинками – сарматы. Тут также можно вспомнить легенду о мече Аттилы, который был скифским ритуальным оружием, найденным в степи и принесенным вождю одним из пастухов.
В данном русле размышлений совершенно иной смысл приобретает и голова, из-под которой извлекает меч-кладенец сначала былинный Еруслан, а затем и главный герой поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». В былине же «Святогор и Илья Муромец» богатырь Илья обретает меч непосредственно от нашедшего свой гроб Святогора.
Кто знает, может, именно связь с потусторонним миром и была основой необычных, волшебных свойств меча-кладенца.
Страх перед мертвыми делал добычу такого оружия непростой затеей, в то же время находки разграбленных в старину могильников, курганов не редкость. В редких случаях оврагами и оползнями природа могла сама обнажать захоронения со всем его сопутствующим снаряжением.
Стоит заметить, что многие народы ритуально «убивали» вещи инвентаря покойного, сгибая и ломая их, но это уже частности.
Были ли фольклорные кладенцы изъяты из старинных могил или нет, однозначно сказать сложно, однако такое предположение является вполне возможным.